Славянский танец А. Дворжака

Славянский танец А. Дворжака №2

Аннотация

Автор в популярной форме рассказывает об истории создания знаменитых «Славянских танцев» чешского композитора и дирижёра Антонина Дворжака.  Конкретно останавливается на самом любимом и популярном  «Славянском танце №2».

Содержание:

  1. I. Вступление.
  2. II. История создания.

III. «Славянский танец №2».

IV.Заключение

  1. V. Использованная литература.

«Антонин Дворжак. Славянский танец №2»

Самостоятельный талант,

образовавшийся при неблагоприятных
обстоятельствах и победоносно

вышедший из трудной борьбы.
(Герман Ларош о Дворжаке)

I.Вступление

Данная  работа посвящена одному из наиболее ярких и любимых произведений   Антонина Дворжака –  «Славянским танцам» и, конкретно «Славянскому танцу №2».  Цикл ансамблевых пьес для фортепиано живёт своей восхитительной  жизнью и остаётся современным уже много лет.

«Славянские танцы» – собрание шестнадцати пьес Антонина Дворжака, изданных двумя циклами в 1878 (op. 46) и 1886 (op. 72) годах. Изначально написанные для фортепиано в четыре руки, они почти сразу были оркестрованы самим автором и исполняются преимущественно в этом варианте. Танцы принадлежат к числу самых известных сочинений Дворжака.

«Славянские танцы» в равной мере восхищают и широчайшие круги любителей музыки, и профессионалов-музыкантов. «Славянские танцы» отличает динамичность развития, полного увлекательных «неожиданностей», изобретательность композиции, широта симфонического дыхания. Но главное в танцах –  поэтическое претворение танцевальных образов, в которых отразились жизнь, быт, характер народа.

Какой же народ запечатлен в этих танцах? Конечно, чешский! Будь то буйная радость или светлая печаль, сердечная задушевность или незлобивый юмор – все разнообразие настроений окрашено национальным складом индивидуальности композитора. В то же время он воспроизвел и отдельные типы танцев других славянских народов, и некоторые музыкально-стилистические особенности этих танцев. Можно даже утверждать, что ни в одном произведении Дворжака идеи «славянской взаимности» не получили столь яркого и убедительного своего претворения, как именно в данном сочинении.

II.История создания

Поводом к его созданию явилось предложение издателя Дворжака написать нечто подобное «Венгерским танцам» Брамса, но на другой национальной основе. Дворжака увлекла эта мысль. В течение двадцати дней весной 1878 года была завершена первая тетрадь (восемь пьес) «Славянских танцев». Их успех побудил издателя просить композитора продолжить серию.

Спустя восемь лет была написана вторая тетрадь (еще восемь пьес). В начальной редакции танцы предназначались для исполнения в четыре руки на фортепиано, затем появилась их оркестровая редакция (первая тетрадь – 1878, вторая тетрадь – 1887). В десяти из шестнадцати пьес представлены чешские танцы:

 фуриант (I, 1 и 8),

 соуседска (I, 4 и 6; II, 8),

 скочна (I, 5 и 7; II, 3),

 полька (I, 3),

 шпацирка – танец, основанный на сопоставлении плавного умеренного движения и быстрого, с подскоком (II, 5).

Среди остальных танцев:

 украинская думка (I, 2; II, 4),

 словацкий одземек (II, 1),

 польская мазурка (II, 2),

 польский полонез (II, 6),

  южнославянское, вернее сербское, коло– танец хороводного склада (II, 7).

Таким образом, все танцы первой тетради, за исключением № 2, чешского происхождения; пять пьес второй тетради написаны в характере танцев других славянских народов, а три – чешского склада (№ 3, 5, 8).  Из-за этого Дворжака обвиняли в том, что он будто бы слишком мало связывает себя со своей родиной, а лишь ищет славы за рубежом. Вместе с тем надо учесть, что здесь указаны лишь основные народные прообразы, тогда как в каждой пьесе сочетаются  элементы разных национальных типов. Например, если обратиться ко второй тетради, то обнаружится, что в № 2 мазурка сочетается с вальсом, а вальс в № 8 – с соуседской, тогда как в № 6 полонез сближен с той же соуседской. В таком сближении разнородных национальных типов заключается неповторимая творческая манера Дворжака, сумевшего благодаря этому создать обобщенные образы славянского танцевального искусства. Различно и образное содержание пьес: в одних даны преимущественно жанрово-бытовые зарисовки, иногда с использованием народных напевов (1,3 – в духе польки).

В других танцы более симфонизированы, вызывают представление о цельной, непрерывно развивающейся музыкальной картине: так, например, подвергается широкой разработке столь полюбившийся Дворжаку горделивый фуриант.

В некоторых пьесах возникают более яркие контрасты в сопоставлении образов: то это изображение оживленной и весёлой суеты народных ярмарок (II, 3); то мужественной массовой пляске противостоит «сольный», женственно-лирический эпизод (II, 1); то начинают преобладать поэтично-задушевные чувства.  А отчетливо выраженная танцевальность явственнее ощущается в средних, контрастирующих разделах пьесы (II, 4, 2, 8).

При всем богатстве образно-смысловых оттенков музыку «Славянских танцев» отличает мудрая простота и доступность выражения. Этому способствует стройность композиции. Большинство пьес написано в сложной трехчастной форме, каждый раз по-своему варьированной. В некоторых танцах встречается форма рондо (I, 5 и II, 7) и лишь один раз – сложная двухчастная форма (II, 5).

Стройностью замысла отмечена и композиция каждой тетради: пьесы сопоставляются в темпе – за быстрой следует медленная, в метрическом движении  – за двухдольным идет трехдольный танец, в характере настроения. Связь пьес укрепляется и тональными связями и тематическими перекличками. В последнем отношении важное значение имеет открывающий каждую тетрадь первый танец, отголоски которого прослеживаются и в некоторых других пьесах данного цикла. Так достигается единство сюитного построения при многообразии составляющих его частей.

Славянские танцы – поэтические зарисовки природы и быта славянских народов. В отличие от Брамса, перед которым Дворжак преклонялся и Венгерские танцы которого должны были служить ему образцом, чешский композитор нечасто использовал подлинные народные мелодии. Выросший в деревне, с детства сроднившийся с фольклором, он опирался, прежде всего, на характерный ритм, воплощающий дух народа, создающий его обобщенный образ. Хотя в каждом номере можно обнаружить танцевальный прототип, Дворжак отказался от обозначения конкретного танца (полька, вальс и т.п.), нередко сочетая особенности разных танцев. Они чередуются по принципу контраста – темпа, размера, характера движения — и образуют своего рода сюиту, объединенную общими мотивами и обрамленную сходными номерами. Однако чаще все же исполняется не вся тетрадь, а отдельные танцы, и каждый пленяет неистощимым мелодическим богатством, зажигательными ритмами, блестящими оркестровыми красками.

 

III. «Славянский танец №2»

 

№2 – самый популярный у слушателей –  образует редчайший контраст с предыдущим. Как и в 1-й тетради, композитор помещает на второе место украинскую думку, щемяще звучащую у скрипок. Её оттеняют более светлые темы, в которых можно уловить ритм мазурки. Напевные мелодии отличаются редкой красотой, экспрессией, психологической глубиной, не свойственной танцевальному жанру. Лирический склад подчеркнут более скромными оркестровыми красками: из медных использованы лишь валторны, из ударных — литавры и треугольник. Этот танец называют польской мазуркой.

Существует бесчисленное количество его переложений и обработок:

Славянский танец  №2 ,соч. 72 , обработка для баяна Азария Иванова.

Славянский танец  №2 ,соч. 72, переложение для двух фортепиано Петра Топерца.

Славянский танец  №2,соч. 72, переложение для скрипки и фортепиано Ф.Крейслера.

Славянский танец  №2 ,соч. 72, обработка Г. Заборова для ансамбля скрипачей Большого театра.

Славянский танец  №2 ,соч. 72, переложение для домры и фортепиано.

Славянский танец  №2 ,соч. 72, переложение для двух гитар.

Славянский танец  №2 ,соч. 72, обработка для оркестра русских народных инструментов.

Славянский танец  №2 ,соч. 72, обработка для хора Владимира Самарина.

Славянский танец  №2 ,соч. 72, переложение для двух фортепиано в восемь рук, аранжировка Роберта Келлера.

IV.Заключение

Дворжак в Чехии – как у нас Чайковский, главная национальная музыкальная гордость. Туристам его представляют в одном ряду с Францем Кафкой и Ярославом Гашеком. Но если Кафка – это мистическая сторона Праги, Гашек – прикольная, то Дворжак – это праздник, отдохновение души. Дворжак ухватил и сохранил в музыке праздник, который дарит Прага, потаенная столица Европы, как её когда-то называли.

  1. V. Использованная литература

1.Гулинская З. К. Антонин Дворжак. – М.: Музыка, 1973.

2.Егорова В. Н. Антонин Дворжак. – Музыка, 1997.

  1. Лушина Я.Антонин Дворжак. Очерк жизни и творчества. –Л.: Музыка, 1961.

4.Интернет-ресурсы.

 Сальникова Танцы

 

Музыкальных работников
0
salnikoval1950@bk.ru

автор

Добавить комментарий