Эпоха «Тик-ток»: психологические девиации в сфере Интернета

Любая деятельность, не нарушающая свободу личности и осуществляемая между индивидами, обязана проходить этический фильтр. С развитием Интернета мобильность коммуникации значительно повысилась, платформы позволяют давать сиюминутный отклик на информационный повод. Последние становятся все изощреннее, поскольку информационное поле засорено разноплановым контентом. Нацелиться на него в обильном потоке провокаций нелегко: переизбыток информации – бич современного общества. Популярный сервис «TikTok» изобилует приманками для разных целевых аудиторий: любители животных, экстрима, спорта, моды и т.д. найдут клипы на свой вкус.

Особняком стоит направление, активно развивающееся (в том числе, но не только) и на этой платформе: «пранк» — от англ. «prank» — розыгрыш, шутка. Целью данных видеороликов является запечатление реакции жертвы на выходку пранкера. Очень часто эти проказы небезобидны: глумление, нарушение преконтактной зоны, неумение считаться с границами другого человека – это частые спутники явления. Поскольку эмоции «пострадавшего» записываются на камеру и получают дальнейшее распространение в Интернете, его психологический стресс имеет пролонгированный эффект и усугубляется подстегивающими оценками социума. В результате у жертвы могут развиться депрессивные состояния, навязчивые мысли, комплексы, коммуникативные проблемы.

Выше уже говорилось о необходимости соблюдать этику. У ближайших «коллег» создателей контента для Интернет-платформ, журналистов, существует этический кодекс. Речь идет не о приверженцах «желтой прессы», но о профессионалах своего дела, действующих в рамках социожурналистики. Принято быть чутким при сборе информации, проявлять тактичность и гуманность, избегать конфликтных ситуаций, уважать частную жизнь и свободу личности. Да, не всегда и не всеми кодекс этических норм соблюдается, однако, он существует и обязывает придерживаться морали. Но такого кодекса не существует у влоггеров (сокращение от англ. «video» и «blog» — человек, ведущий блог в форме видео). Пранк-индустрия ваяет привычку смеяться над здоровыми человеческими эмоциями: испугом, удивлением, смущением.

Шок-контент рассчитан на привлечение внимания массовой аудитории, он цеплят и будоражит зрителей. Составлен он провокационным образом, побуждает к ответной реакции. Мы имеем некую систему раздражителей, воздействующую на нервную деятельность человека. Формируется парадигма «ШОК-РАЗДРАЖИТЕЛЬ – ВОЗБУЖДЕНИЕ – УСТРАНЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РЕАКЦИИ». Наиболее допустимая реакция – комментирование и оценивание информационного повода. Возникает полемика, пользователи соглашаются или спорят друг с другом, и вот уже эта «междуусобица» превращается в систему подкреплений, поданную «под соусом» общественного влияния… Вошло в привычку быть шокированным, действует косвенное подкрепление (через прослеживание реакций в комментариях).

В киноленте режиссера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» мастерски примененен этот прием «игры со зрителем». Осуществляемые серийным убийцей издевательства должны пугать свидетелей данных сцен, но музыкальное сопровождение и подача материала вызывает полуулыбку на достаточно спорных моментах. Зрителя хитростью заставляют в чем-то сродниться с психопатом Джеком, демонстрируя податливость и «анти-гуттаперчевость» человеческой сущности. Такая же «перекаллибровка» происходит и в пределах социальных платформ: пользователи, как дети-Маугли, вынуждены реагировать на дикие условия контент-сферы.

Интернет – это ящик Пандоры, который представляет собой набор триггеров для активации разнообразных психических процессов. Пользование таким источником информации и досуга особенно опасно для уязвимой детской психики. Родителям не следует запрещать детям пользоваться благами технологического прогресса, чтобы не добиться обратного эффекта и тайного их использования хитростью и обманными методами. Но научить фильтровать материал через моральные, нравственные барьеры необходимо. Также важно привить умение пропускать контент через призму интеллектуальной полезности, практической значимости. Чтобы не допустить развитие «клипового мышления» (англ. «clip culture», термин Э. Тоффлера) у детей и подростков, следует предоставить им базис исследовательских навыков, подбирать общеинтересный материал совместно. Долг родителя – методически тренировать концентрацию внимания, особенно при СДВГ, когда затруднено восприятие целых сетов информации.

Не только детям, но и взрослым с проблемами неврологического характера, нарушениями нервно-психического развития следует быть внимательным при использовании социальных сетей. Не стоит забывать о личных границах, которые в современном мире нарушаются все чаще. Контролировать данное явление не представляется возможным, ведь это следствие технологического прогресса, побочный эффект «таблетки Всемирной паутины». Тут следует перефразировать известный тезис о свободе, который будет звучать таким образом: «Твои личные границы заканчиваются там, где начинаются личные границы другого человека». А на их стыке возникают недопонимание и конфликтные ситуации. Поэтому постоянное оттачивание коммуникативных навыков, в особенности, умение вести аргументированную дискуссию без давления на оппонента, логически выверенно высказывать мысль – те скрепы, на которых держится ментальное здоровье.

 

Курс 1.21. Организация дистанционного и сетевого обучения в образовательных учреждениях в условиях ФГОС

5

Автор публикации

не в сети 1 год

nastysya

80
Комментарии: 0Публикации: 3Регистрация: 13-11-2021

One thought on “Эпоха «Тик-ток»: психологические девиации в сфере Интернета

Добавить комментарий