Формирование мировоззрения подрастающего поколения: актуальность теорий Ж.Ж. Руссо

Противоречие, заложенное в названии, неочевидно, но побуждает к рассуждению. Само слово «мировоззрение» не представляет семантической проблемы и не вызывает трудностей в понимании. Но фраза «формирование мировоззрения» имеет двойственное значение. Это самое формирование, о котором необходимо рассуждать, осуществляется кем-то извне и имеет тоталитарный характер? Или речь о формировании, происходящем стихийным образом в естественной среде? Дилемма побудила меня проанализировать тему мировоззрения с разных точек зрения.
​Как было сказано выше, формирование может приобретать формы насильственного контроля. Например, тирания в семье, где становление личности ограничено негативным влиянием взрослых. Контроль бывает и ненасильственным: реклама, блоги, вербовка через Интернет или закладывание ценностей через популярные тренды, музыку, видео. В современном мире Всемирная паутина имеет широкое распространение, и подрастающее поколение с малых лет умеет пользоваться мессенджерами и поисковиками. Гибкая психика восприимчива и склонна к подражанию, и процесс этот можно назвать эволюционным.
В первобытное время повторение имело обучающую функцию. Допустим, один представитель племени отлично умеет изготавливать оружие, или охотиться на мамонта, или научился вовремя распознавать приближение вражеской общины по набору отдельных признаков. Другие наблюдали, копировали и делали также – если результаты действий наблюдаемого гарантировали безопасность. Сегодня модно быть оригинальным и креативным, выделяться из массы. А в те времена походить друг на друга и становиться одинаковыми – правило выживания и жизненно необходимый залог социализации. Правила первобытных времен действуют до сих пор, несмотря на демонстративное желание выделяться из толпы.
​К обучающей функции присоединилась воспитательная. С тех пор, как человек научился выживать и адаптироваться, появилась возможность заниматься чем-то для собственного интереса, удовольствия. Преобразование примитивных сигналов об опасности в форму общения с использованием слов дало возможность делиться чувствами, эмоциями, наблюдениями, мыслями, рассуждать об абстрактном, философском. Так и зародилось «мировоззрение» – с появлением множества взглядов, мнений, убеждений и позиций, человек выбирал для себя подходящие. Он научился смотреть на мир через призму своего собственного «Я» и соглашаться, осуждать, критиковать или признавать.
А что насчет детей, для которых в младенчестве этот мир являют собой родители? Кормление, сладкие напевы колыбельных, тактильное взаимодействие, распознавание мимики и интонации родителя – с этого начинает свой путь мировоззрение подрастающего поколения. Игнорируя нужды маленького человека, родители рискуют получить озлобленного взрослого. Малыш, потребности в кормлении которого не удовлетворялись своевременно, учится давать первые «спектакли». Привлекая внимание рыданиями, показывая недовольство своим беспокойным поведением, он вырабатывает и апробирует модель поведения на практике. «Чтобы твои потребности удовлетворялись, нужно об этом громко заявлять», – считает младенец. Беспокойные дети страдают от нехватки тактильного контакта, неумения матери контейнировать эмоции малыша. До года ребенка необходимо часто держать на руках, гладить и успокаивать – так он научится доверять людям, почувствует себя значимым. До трех лет важно выработать в малыше способность к автономии, позволять выбирать, терпеливо реагировать на попытки обрести самостоятельность. Это не капризы, а стремление «отвоевать» у мира частичку чего-то своего. Первые пробы пера будушей зрелой личности можно рассмотреть в зародыше уже в период кризиса трех лет. Родители зачастую пренебрегают этим возрастом, считая, что малютки ничего не понимают, и откладывают воспитание «на потом». Упущение имеет необратимые последствия – до трех лет образуется фундамент, на котором в дальнейшем и будет строиться вся его психика. Система взглядов, оценок и ценностей напрямую зависит от особенностей психики.
Допустим, родитель относился к психике ребенка с максимальной чуткостью. Значит ли это, что он сформировал мировоззрение своего подрастающего чада? И да, и нет. Заложена основа для мировоззрения. Но чем старше становится ребенок, тем большее количество факторов влияют на данный феномен. Их можно условно разделить на две большие группы: факторы организованной среды и стихийные факторы. К первым можно отнести коммуникацию в детском саду, школе, в пределах кружков или секций. Ко вторым: редкое общение с дальними родственниками, случайные знакомства во дворе, замечания незнакомых или незначимых взрослых. С организованной средой все более менее понятно: частый контакт с группой одних и тех же людей побуждает приспосабливаться к принятой в данной среде модели поведения, формирует иерархию и первые опыты принятия или «аутсайдерства». Подражание лидерам помогает избежать травли. Отличительные признаки в детском возрасте еще не воспринимаются как особенности, но являют собой потенциальный предмет для буллинга. Тот, кто отличается от других, тоже выполняет свою функцию. Окружение объединяется в борьбе с «не таким», происходит деление детей на своего рода касты. Но и эти процессы – не есть формирование мировоззрения. Тут речь идет о лидерских задатках, умении приспосабливаться, иногда темпераменте. Например, дети с бурными эмоциональными реакциями (холерики) могут становиться предметом травли. Меланхолики – тоже зачастую мишени ввиду ранимости и излишней чувствительности. Флегматики могут подвергаться травле из-за медлительности, инертности. Но эти качества не соотносятся с системой оценок и ценностей: дело в скорости реакций на раздражители, процессах, а не в осознанном выборе меланхолической или флегматической модели поведения. Другое дело характер.
Если бы я давала определение слову «характер», то оно звучало бы следующим образом. Характер – набор отличительных черт человека, степень адаптации врожденного темперамента к требованиям социума. Упоминая черты человека, мы приблизились к понятию «мировоззрение». Только последнее слово шире и объемнее, чем просто характер личности. Возьмем личность сварливую, несговорчивую, конфликтную по характеру. Значит ли это, что мировоззрение обязательно соответствует? Не может ли вздорный придерживаться норм морали, быть верующим человеком, желать обзавестись счастливой семьей? Иллюзия, что не может. На практике человек – многогранное существо, способное соединять в себе множество различных факторов.
То самое нутро, которое или скрывается за сварливостью, или с призывом демонстрируется, но обязательно побуждает действовать так или иначе для собственного благополучия – вот что такое мировоззрение. Мировоззрение – это тот спасительный щит, за которым человек прячется от агрессивного воздействия среды. Набор инструментов, облегчающих его жизнь. Оценки, ценности, взгляды, принципы отличают людей друг от друга или роднят. Придают жизни смысл, наполняют, делают личность самодостаточной. Индивиду проще жить с теми догмами, которых он придерживается. Может, он привык мыслить определенным образом или заточен оценивать действительность вследствие колоссального влияния значимых взрослых. Но мыслить иначе, чем диктует мировоззрение, невозможно. Это сам тип мыслей, само восприятие действительности, сам подход, анализ и воспроизведение реальности. Чтобы точно также мыслить, воспринимать и анализировать, необходимо быть точно таким же человеком.
Я склонна утверждать, что мировоззрение невозможно сформировать. Формирование патриотизма, морально-нравственных качеств, уважительного отношения к старшим, любви к животным, привычки – все это и многое другое возможно. Все эти пункты – звезды во Вселенной. Их много, и у людей есть возможность исследовать лишь видимую их часть. Доподлинно узнать человека – как исследовать всю Вселенную целиком. Невозможно, непостижимо, осуществимо лишь на уровне гипотез.
Согласно моим представлениям, душа – метафорическое название мировоззрения. Душу пытаются увековечить после смерти. Отголоски ее находят в потомках. Ей приписывает важность религия. Ее награждают способностью к реинкарнации. Уникальный набор взглядов, установок и принципов идентифицирует нас. Наличие этого «кода» позволяет любить или ненавидеть того или иного человека, находить кумиров и подражателей.
Возникает противоречие. Формируя мировоззрение ребенка через контроль, манипуляции и насильственные действия к психике, можно лишь помешать формированию этого самого мировоззрения. Похожие взгляды пропагандировал Ж.Ж. Руссо. Развитие (по Руссо) должно осуществляться лишь на базе личного полученного опыта. Детская душа неприкосновенна до тех пор, пока подросток не приобретет способность выбирать правила поведения. Личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям и особенностям характера. В теории Руссо полностью отсутствует принуждение.
Значит ли это, что ни родитель, ни учитель, ни воспитатель, ни кто бы то ни было еще не сможет вторгнуться в эту «закрытую систему»? Напротив, взрослые могут предложить подрастающему поколению множество вариантов выбора, на своем примере показать последствия принятия той или иной жизненной позиции. Ребенку можно сколько угодно втолковывать очередные постулаты: «Делай так!», «Так нельзя!» и т.д. Но вес будут иметь только действия, практические доказательства теорий.
Своим собственным мировоззрением мы задаем вектор мировоззрения подрастающего поколения. И если этот вектор покажется юным умам привлекательнее остальных, заинтересует и увлечет, то работа взрослых выполнена на «отлично». Принцип подражания более сильным и умелым сородичам всегда будет для человека актуален. В подростковом возрасте этот принцип сменяет желание выделиться из «серой массы». Тинейджеры пробуют себя в разных увлечениях, причисляют к неформальным субкультурам. На деле это оказывается не претензией на оригинальность, а все тем же поиском вектора, прототипа, примера. Скучный родитель, единственное хобби которого – просмотр телевизионных передач, вряд ли увлечет подростка и станет для него привлекательным образом для копирования, в котором он нуждается. Гораздо увлекательнее наблюдать за знаменитостями, которые демонстрируют, как «жизнь бьет ключом». Те успевают и реализовывать таланты, и поддерживать себя в форме, и, что самое главное – общаются с аудиторией и создают иллюзию вовлеченности фанатов в их дела, разрешают выражать мнение в комментариях.
Взрастить мировоззрение возможно только в обстановке любви и участия. Семейный климат, по аналогии с многолетним режимом погоды, может быть благоприятным и неблагоприятным. Благоприятный климат для человека – умеренный. В нем все в меру: осадки, ветер, температура, давление. Так и влияние родителей должно быть умеренным: нет навязчивой гиперопеке, но нет и безразличию. Занимаясь своим собственным развитием и совершенствуя себя как личность, мы закладываем в подрастающем поколении любознательность, умение строить суждения, анализировать действительность. Хочется чутко направить ребенка в нужное русло, воспитать добрым и порядочным человеком. Но и воспитание – не тождественно мировоззрению. Воспитывая, взрослый дает в руки ребенка компас и карту – и тот уже самостоятельно находит путь к своему личному счастью. Главное предложить ребенку исправные атрибуты и научить ориентироваться на местности – а направление все также выбирает сам ребенок.
Возвратимся к тезисам, о которых говорилось в начале. Мировоззрение подрастающего поколения осуществляется само по себе или извне? Ответ лежит на стыке двух этих версий. Я считаю, что преступно думать, будто взрослый может «подогнать» мировоззрение чада под общепринятые лекала и «сконструировать» порядочного человека путями нравоучений, запретов. Ребенок сам в состоянии составить план-проект собственной жизни со всеми тонкостями в виде оценок, воззрений и принципов. Поливая подрастающие саженцы, важно не переусердствовать. По аналогии – родительская любовь необходима, как солнечный свет, мудрый совет – как удобрение и подспорье к быстрому росту, а благодатная почва семейного климата – это залог чудесного превращения крохотного семечка в состоявшуюся личность со своим собственным мировоззрением.

Сфера психологии, психотерапии, медицины и психогигиены

5

Добавить комментарий