История стиля рококо в искусстве

История стиля рококо в искусстве

Кислова

 

Аннотация

В работе предлагается текстовая часть внеклассного мероприятия «Эпоха рококо». Заявленная тема должна способствовать формированию у современных учащихся устойчивого интереса к искусству Европы 18 века и закреплению необходимых знаний по Европейской культуре и искусству. Работа содержит сведения об истории формирования стиля рококо, о его своеобразии в литературе, музыке и живописи.

Содержание

 

  1. I. Вступительная часть.

II.Историческая справка.

III. Своеобразие стиля рококо в литературе и музыке.

  1. IV. Стиль рококо в живописи.
  2. V. Заключение.
  3. VI. Литература и интернет-ресурсы.

«Эпоха рококо»

«То, что трогает меня,

я предпочитаю тому, что поражает…»

Ф. Куперен

  1. I. Вступительная часть

         В представленной работе  автор ставит своей целью в доступной форме на внеклассном мероприятии познакомить учащихся со стилем рококо, его оригинальностью, особенностями содержания и проявления в литературе, музыке и живописи. Так же максимально доступно рассказать об отличительных особенностях  данного стиля  и воспитать интерес  у современных детей к искусству 18 века. Оригинальность, неповторимость и своеобразие произведений стиля рококо заставляет нас восхищаться, и вызывают удивление своей легкостью, воздушностью и мечтательностью. Это, пожалуй, самый загадочный из всех стилей.

До сегодняшних дней идут споры по вопросу, является ли стиль рококо самостоятельным  или это заключительная фаза барокко.

Хронологически рококо следует за барокко. И рококо и барокко насыщены и декоративны, но если барочная пышность напряжена, динамична, то рокайльная – нежна и расслаблена.

В главном  рококо противоположно всей предшествующей эпохе. Если все предыдущие стили складывались в архитектуре и только затем распространялись в живописи, скульптуре, мебели, одежде, то рококо –  это оригинальный плод изобретательности французского гения, сразу же возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьеров, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отображения в архитектурном экстерьере.

В то же время, будучи камерным, интимным стилем, он вышел за пределы Франции, и по влиянию на развитие европейского искусства его можно поставить в один ряд только с Готикой. Так как готика и рококо от начала и до конца – оригинальные явления, не имеющие прототипов в истории искусства.

  1. II. Историческая справка

18 век – один из значительных в истории культуры Европы. Это период, когда передовые мыслители создавали возвышенные философские эстетические учения, а деятели искусства – бесчисленные художественные сокровища.

В творчестве художников и музыкантов возникли новые течения: барокко, рококо, классицизм.

Легкий и  утонченный тиль рококо царствовал в Европе практически на протяжении всего 18 века. Он пришел на смену строгого барокко и был вытеснен новыми веяниями неоклассицизма. Само название состоит из двух частей: «барокко» и «рокайль» –  мотив орнамента с затейливым узором.  Зародившись из барокко,  стиль рококо стал и продолжением и одновременно противопоставлением этого стиля. Общее – завершенность форм. Но если барокко свойственна тяжелая монументальность, то рококо – воздушная и грациозная легкость. Темные оттенки и золотую пышность барокко сменили пастельные тона (розовый, зеленый, голубой)  рококо.

Родина рококо – Франция и уже из этой страны новый стиль распространился по всей Европе. А произошло это благодаря французским мастерам, работавшим в разных странах.

Характерные черты рококо – просветленность, легкость красок, любовь к нежным и нарядным цветовым сочетаниям.

Рококо проявилось во всех видах искусства, но особенно ярко в интерьерах особняков и замков. Каждую вещь наряжали гирляндой завитков, цветистыми узорами. Формы были изменчивы как облака, витые как раковины. Не случайно рококо или рокайль в переводе с французского – раковина.

Сама внешность человека стали произведениями искусства. Людей ценили по платью. Насколько жалкой и убогой была одежда «плебеев», «черни»,  настолько великолепно и пышно рядились господа.

Даже должностным лицам присваивался особый наряд. Палачу, например, предписывалось появляться в «завитом парике, камзоле, шитом золотом туфлях с бантами».

Особой изысканностью отличались туалеты дам. Волосы их собирались в высокие башнеобразные прически  и осыпались светлой пудрой.

Дама, наряженная и причесанная как игрушка, обутая в узенькие башмачки на каблуках, должна была ступать очень осторожно, чтобы сохранить равновесие и не рассыпаться. Это вырабатывало привычку к плывущей походке и плавным движениям менуэта.

Изящным, витиеватым слогом было принято выражаться при общении. Мысли высказывались не прямо, а иносказательно.

Давно сложилась традиция связывать этапы французского искусства с именами французских королей.  Так втору. Половину 17 века именуют «стилем Людовика 14», а первую половину 18 века «стилем Людовика 15».

Начало 18 века – сложный исторический период. Кровопролитные войны стоили Франции огромных людских жертв. Народ изнывал под гнетом королевской власти, под бременем непосильных налогов.

В то же самое время знать и духовенство утопали в несказанной роскоши. Людовик 15 прославился как покровитель изящных искусств. Он приблизил к себе живописцев, музыкантов, поэтов, драматургов. Он сам любил музицировать и принимал участие в придворных балетных представлениях. Лучшие художественные силы искусства были использованы на устроение различных праздненств, маскарадов, представлений.

Большую роль в жизни общества имел театр. Увлечение театром, особенно в высших кругах, приняло всеобщий характер. Широко популярны были любительские театры. Героями спектаклей были короли, принцы, рыцари, боги. Пьесы состояли из забавных сценических трюков, музыки и переодеваний.

Но существовала и другая традиция, которая была связана с  ярмарочными жанрами.  Действующие лица – люди из народа. В этих представлениях они гораздо интереснее, благороднее и умнее господ. Обязательными были в любом представлении комедийные элементы.

III. Своеобразие стиля рококо в литературе и музыке

Наибольшей известностью в начале 18 века пользовалось имя Пьера-Огюстена Карона де Бомарше. Это человек с фантастически авантюрной биографией, который прошел через все ступени сословной лестницы.

Простой ремесленник и сын часовщика он добился дворянского звания, проник в придворные сферы, держал в своих руках нити международных политических интриг, давал советы королям и министрам. Не раз он спотыкался и падал, не раз ему угрожали бесславие, позор и нищета. Но пуская в ход свой блистательный ум и дерзкую напористость, Бомарше преодолевал препятствия и выходил победителем из самых трудных жизненных столкновений.

Бомарше начал свою карьеру с удачного усовершенствования часового механизма. Он становится самым модным часовщиком. Столицы. Его часы нарасхват раскупает знать Парижа. Тогда он получает приглашение Людовика 14. Вооружив короля лупой, он объясняет ему тайны часового искусства.

Превосходный музыкант он вскоре становится учителем игры на арфе у четырех дочерей Людовика 15. Далее – получает дворянский титул, его лучшими друзьями становятся министры и приближенные короля. В первые годы придворной карьеры он начинает литературную деятельность. 1773-1774 годы – вышли в свет его знаменитые «Мемуары», 1775 год – «Севильский цирюльник».

Рококо ближе всего к музыке. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо. Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов»)

«Это победа звуков и мелодий над линиями и телом… Это уже не архитектура тела… с извилистыми фасадами, порталы, дворы с их инкрустациями в форме раковин, величественные лестницы помещения, галереи, залы, кабинеты – это окаменелые сонаты, менуэты, мадригалы, прелюдии; это камерная музыка из гипса, мрамора, слоновой кости и благородного дерева…» (Шпенглер О.)

Конец 17 и начало 18 веков – один из блестящих периодов в истории французской музыки. Кое-что из сочиненного устарело и ушло в прошлое. Лучшие же творения, несмотря на 300-летнюю давность, живут и радуют современников.

На первую половину 18 века приходится пора наивысшего расцвета инструментальной музыки. Много творческих сил было использовано на оформление придворной жизни. Если лютневая и гамбовая музыка представляет собой красивейшую, но уже перевернутую страницу в истории музыки, то произведения для клавесина живут полной жизнью и в современном мире.

Всем хорошо знакомы имена Франсуа Куперена  и Жана Филиппа Рамо. Среди их пьес преобладают танцевальные жанры.

Музыка Куперена отличается нарядным изяществом и тончайшей отделкой деталей. Все это, как известно, является чертами стиля рококо. Большинство его пьес изобразительны и имеют соответствующие названия.

Музыка Рамо отличается живой красотой, яркой выразительностью мелодии и ритма.

  1. IV. Стиль рококо в живописи

Картины живописцев декоративны и предназначены для жилого интерьера.  Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи – пастораль (пастушеский). Но в Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни: пастухи и пастушки, одетые в богатые бальные наряды, на фоне природы, в обстановке полной свободы, покоя, среди цветов заняты чтением, игрой на свирели.

В искусстве Рококо женственность стала главным критерием красоты. Манера живописцев и рисовальщиков Рококо предельно живописна, почти импрессионистична. Яркие краски Барокко сменяются нежными пастельными тонами – белым, розовым, палевым, оливковым, светло-голубым с позолотой.  В целом для стиля Рококо характерны светлые тона, воздушная легкость, асимметрия, изысканность и причудливость форм.

Основоположником  рококо в живописи является   Антуан Ватто.

Он имеет репутацию художника изысканного, нежели глубокого. В его картинах мы видим переливы золотистых шелков на нежной траве лужаек, грациозные жесты кавалеров и дам. Героиня становится вечной спутницей его искусства с первых полотен. Самая ранняя в современных собраниях картина  «Сатира на врачей».

Жанр: жанровая сцена

Направление: рококо

Год: 1709

Тип объекта: картина

Местонахождение: Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина

Это первая работа мастера в мольеровском стиле, имеет второе название, которым автор лично  полностью охарактеризовал содержание:  «Что я вам сделал, проклятые убийцы?». Полотно не относится к лучшим произведениям Ватто, но благодаря своему нестареющему сюжету стало хрестоматийным произведением изобразительного искусства о медицине.

Художник пишет по сути дела обычное ярмарочное представление. Толпа лекарей, вооруженных чудовищными калистрами, нападает на перепуганного больного.

         Следующая картина «Отплытие на остров Цитеру» (Лувр). Цитера или (Кифера) – остров в Эгейском море, который в античности был посвящен культу Венеры. Таким образом, «Отплытие на остров Цитеру» – это прославление любви и «наслаждения жизнью».

В «Отплытие на остров Цитеру» воплощен один из излюбленных мотивов искусства Ватто: апофеоз любви, как проявление культуры «цивилизованного» человека. Он воспринимает любовь сквозь призму просветительской философии, которая не разделяет разум и чувство, но, напротив, считает их взаимосвязанными.

         Пары, повинуясь ритму наслышанного менуэта, проходят под деревьями, неторопливо беседуют. Именно эта картина принесла Ватто звание академика и специально изобретенного для него титула «художника галантных празднеств».

Жанр: мифология

Направление: рококо

Год: 1718

Тип объекта: картина

Местонахождение: Лувр, Париж

Основные мотивы творчества Художника:

  1. Искусство Антуана Ватто – это мечта художника о светлом, безмятежном мире, в котором царствует нежность и отзывчивость.

«Праздник любви»

Жанр: галантные празднества

Направление: рококо

Год: 1717

Местонахождение: Дрезденская галерея

«Радость жизни»

 

Жанр: галантные празднества

Направление: рококо

Год: 1709

Местонахождение: галерея Уоллес, Лондон

  1. Мотив одиночества.

«Жиль»

Жанр: портрет

Направление: рококо

Год: 1717-1719

Тип объекта: картина

Местонахождение: Лувр, Париж

3.Особенность творчества Ватто – музыкальный ритм движения фигур.

«Этюд четырех фигур»

4.Чувство природы, особое место парковых мотивов.

«Паломничество на остров Киферу»

Жанр: галантные празднества

Направление: рококо

Год: 1717

Тип объекта: картина

Местонахождение: Лувр, Париж

5.Неизрасходованный запас любви к обездоленным людям, таким же одиноким, как и он сам.

 

Жанр: бытовая зарисовка

Направление: рококо

Год: 1716

Тип объекта: картина

Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург

  1. V. Заключение

         Авторы надеются, что искусство рококо не оставит никого из учащихся равнодушным. Дети не только узнают об истории возникновения этого стиля, но и об атмосфере, царящей в быту частных аристократических домов Франции 18 века, о роли женской фигуры, ставшей средоточием нового стиля. Кроме того, они поймут, почему стиль рококо является соединением жизнелюбия и пессимизма, радости и тоски. Ребята войдут в мир изящества, грез и талантливых взаимоотношений. Увидят прелесть в сочетании прозрачных пейзажей  с лирическими и романтическими сценами. Поймут, что красота вечна во всех своих проявлениях.

  1. VI. Литература и интернет-ресурсы

1.Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. Изд.»Музыка», Москва 1973 г. Перевод.

2.Тихонова А.И. Возрождение и барокко. Москва «Росмэн»2003 г.

  1. ОМS «Барокко и рококо в художественной культуре Европы XVII –XVIII веков» (практический модуль) http://eor.edu.ru/card/21666/borokko-i-rokoko-v-hudozhestvennoy-kulture-evropy-xvii-xviii-vekov.html

4.http://www.coolreferat.com/Эстетика_Рококо

5.yandex.ru/

6.https://ru.wikipedia.org/

Курс 1.41. «Современные формы и технологии культурной и просветительской деятельности»

0

Автор публикации

не в сети 3 года

nastya-2006.80@list.ru

0
flagРоссия. Город: Ульяновск
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 24-02-2021

Добавить комментарий