Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Курсовой проект
Профессиональному модулю ПМ02
Организация различных видов деятельности и общения детей
Нетрадиционные техники рисования как средство развития умения дошкольников работать с различными изобразительными материалами
44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель:
Ячменева Т.В.,
Студентка 32 ДО группы
Руководитель:
Болотова Е.Ю.,
преподаватель
педагогических дисциплин
Камышлов, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Актуальность, цель, задачи курсового исследования | 3 |
Особенности развития умений дошкольников работать с различным изобразительным материалом |
7 |
Возможности нетрадиционной техники рисования для развития умений дошкольников работать с различным изобразительным материалом |
12 |
Анализ имеющегося педагогического опыта использования нетрадиционной техники рисования для развития умений у дошкольников работать с различным изобразительным материалом |
20 |
Анализ примерной, комплексных (авторских), парциальных образовательных программ дошкольного образования с позиции выявления возможностей использовать нетрадиционные техники рисования для развития умений у дошкольников работать с различным изобразительным материалом
Общая характеристика компонентов методической разработки Обоснование способов оценки качества методической разработки, показателей успешности ее реализации |
28 34
37 |
Задания с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом |
39 |
Список литературы | 53 |
Пояснительная записка
Актуальность, цель, задачи курсового исследования
Развитие умений дошкольников работать с различным изобразительным материалом – исключительная возможность осваивать различные изобразительные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке. На сегодняшний день актуальна проблема развивать у дошкольников умения работать с изобразительным материалом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования свидетельствуют о возможности использовать нетрадиционную технику рисования в развитии умений дошкольников работать с различным изобразительным материалом.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования при описании образовательных областей говорится о художественно-эстетическом развитии как области, которая включает в себя реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительная, конструктивно-модельной, музыкальной). Познавательное развитие, которое включает в себя формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). На завершении дошкольного образования говорится о том, что ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Следовательно, необходимость формирования умений работать с различными материалами заложена в таком нормативно-правовом документе как Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования и определяет обязательное включение данного аспекта в общеобразовательную программу Дошкольного Образовательного Учреждения.
Развитие умения работать с различными изобразительными материалами являются частью познавательного развития ребенка и помогают формировать представления ребенка дошкольного возраста об окружающем материале, цвете, размере, форме.
Еще в 80-х годах Т.С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучение технике рисования в дошкольном учреждениях уделяется мало внимания. «Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть) не владеют рациональными способами движения рук при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное».
Современная методическая литература предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью.
Однако, в настоящее время все больше появляются новые разнообразные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительные материалы и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение, получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Исходя из актуальности рассматриваемой темы можно выделить ряд противоречий:
- между требованием, связанного с развитием умения дошкольников работать с различными изобразительными материалами, и необходимостью выбора эффективных средств для достижения данного результата.
- между действующими на сегодняшний день ООПДО, обеспечивающими достаточный уровень развития умения дошкольников работать с различными изобразительными материалами и недостаточным использованием нетрадиционных техник рисования в совместной образовательной изобразительной детской деятельности.
- между наличием возможностей заданий с использованием НТР как средства развития умения дошкольников работать с различными изобразительными материалами и недостаточной методической разработанностью этой формы.
Сформулированные противоречия позволяют выделить проблему: какие существуют возможности заданий с использованием Нетрадиционной Техники Рисования при развитии умения дошкольников работать с различными изобразительными материалами.
Поэтому тема курсового проекта звучит как: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития умения дошкольников работать с различными изобразительными материалами».
В соответствии с темой были определены цель, объект проектирования.
Объект проектирования: процесс развития умения дошкольников работать с различным изобразительным материалом.
Форма проектирования: задания с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом.
Цель курсового проекта: теоретически обосновать и осуществить подбор заданий с использованием нетрадиционных техник рисования детей, направленных на развитие умения дошкольников работать с различным изобразительным материалом.
Цель проекта может быть достигнута через решение задач:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «умение», умения дошкольников работать с различным изобразительным материалом, описать этапы и средства его формирования.
- Рассмотреть понятие задания и инструментарий их разработки с использованием нетрадиционных техник рисования.
- Проанализировать примерную, комплексную, парциальную образовательные программы и педагогический опыт дошкольного образования с позиции выявления возможностей использовать нетрадиционные техники рисования для развития умений у дошкольников работать с различным изобразительным материалом.
- Описать проектирование и обоснование особенностей организации заданий с использованием нетрадиционных техник рисования детей старшего дошкольного возраста, способствующих развитию умений у дошкольников работать с различным изобразительным материалом.
- Осуществить подбор и обоснование диагностических методик, позволяющих оценить действенность заданий с использованием нетрадиционных техник рисования детей старшего дошкольного возраста, способствующих развитию умений у дошкольников работать с различным изобразительным материалом.
В процессе написания курсового проекта были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
- Эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, программ ООП, изучение нормативных документов, педагогическое проектирование, метод экспертных оценок.
Курсовой проект имеет следующую структуру: титульный лист, оглавление, пояснительная записка, практическая часть, список литературы, приложения.
Курсовой проект имеет практическую значимость для студентов специальности «Дошкольное образование» и тех, кто занимается проблемой развития у дошкольников умений работать с различным изобразительным материалом.
Особенности развития умений дошкольников работать с различным изобразительным материалом
Для того чтобы раскрыть особенности умений дошкольников работать с различным изобразительным материалом, необходимо раскрыть понятие «умение».
Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями.
Другие авторы под умениями понимают возможности осуществлять какое-либо действие, операции. По их понятию, умение предшествуют навыку, которая рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
В словаре С.И. Ожегова приводится следующее понятие: умение – это навык в каком-нибудь деле, опыт.
В словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой сущность понятия умение заключается в подготовленности к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия, не только в привычных, но и в изменившихся условиях. [8]
В толковом словаре Д.И. Ушакова понятие умение трактуется как способность делать что-либо, приобретена обучением, опытом.
Исходя из приведенных определений можно сказать, что все они трактуют умение как способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыка.
Следовательно, чтобы развить у детей умения работать с изобразительным материалам, нужно хорошо усвоить изобразительные и выразительные материалы.
При организации совместной образовательной изобразительной деятельностью дети пользуются такими изобразительными материалами:
- Карандаши:
- Младшая группа: данный набор состоит из 5 карандашей (синий, красный, зеленый, желтый, черный). Они должны быть круглыми;
- Средняя группа: состоит из 6 карандашей (синий, красный, зеленый, желтый, черный, коричневый);
- Старшая группа: набор состоит из 12 карандашей (оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый, синий, красный, черный, коричневый, зеленый, желтый). Они должны быть графитные.
- Кисти. Для рисования красками нужны круглые, волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом – колонковые, беличьи, хорьковые. кисточки различаются по размерам: №1 -8 – тонкие, №8-16 толстые.
- Младшая группа: рекомендуется давать кисточки №12-14. Такая кисть прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета.
- Средняя и старшая группа: можно давать как тонкие, так и толстые кисточки.
- Бумага. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага, писчей бумагой. При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно.
- Младшая группа: рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист – он соответствует размаху детской руки;
- Средняя, старшая группа: для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист). Для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата.
- Краски. Для рисования применяют 2 вида водяных красок: гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего-гуашь.
Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеящих веществ. Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство – прозрачность. Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе группы.
Для детей старшей и подготовительной группы используются: сангина, цветные восковые мелки, цветные мелки, угольный карандаш.
- Сангина. Прессованная в виде палочек природная глина, содержащая безводную окись железа коричневого цвета. Хорошо ее использовать для изображения кустов, деревьев, животных, человека на уже приготовленном фоне.
- Уголь. Крупный стерженек длиной 10-12 см диаметром 5-8 мм. Это мелкий, ломкий, крошащийся и пачкающийся материал. Уголь оставляет на бумаге черно-матовый след. Углем лучше работать на ворсистой бумаге, задерживающую угольную пыль, например, на обойной, оберточной, рисовальной бумаге.
- Цветные восковые мелки – имеет вид цветных стержней. преимущество их состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша.
- Цветные мелки. Используются для рисования на доске в свободное от занятий время.
Современная методическая литература предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью.
Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними.
Карандаш – твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов.
Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги.
Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.
Кисть – мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки. Которое создается в работе с карандашом. Поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную, широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий.
Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о достижении, а, следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.
Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), но способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действия с ними, как специфическими орудийными, детей надо учить.
Т.Г. Казакова отмечает, что анализ практики показывает, что педагогами часто отдается предпочтение то одному, то другому инструменту. В том случае, когда отработке техники рисования одним инструментом уделяется больше внимания, а другим меньше дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их специфики. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда — обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо учить способам работы и карандашом и кистью, подчеркивая различие между ними.
Такое обучение положительно влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительную сторону рисунков.
Т.Г. Казакова говорит о необходимости учить детей различным способом работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева)
Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. В старшем возрасте при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4-6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре. Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно.
Флерина Е.А. указывает на то, что детей старшего возраста нужно учить работать акварелью. Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, так как иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.
Саккулина Н.П. и Комарова Т.С. указывают на необходимость учить детей рисовать восковыми мелками, использовать их в сочетании с красками: не следует сжимать мелок пальцами и сильно надавливать на него при рисовании, т.к. согреваясь в руке мелок ломается. Давая детям цветные восковые мелки, следует обратить внимание на то, что при закрашивании рисунка нельзя добиться сплошного цвета, так как мелок ложиться на бумагу фактурно.
Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Проведенный анализ педагогической литературы позволяет заключить, что в дошкольном возрасте дети должны обладать следующими умениями и навыками в рисовании:
- Правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке;
- Рисовать карандашом с разным нажимом;
- Правильно закрашивать изображения;
- Владеть различными способами работы кистью и красками;
- Рисование акварельными красками;
- Проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины;
- Пользоваться палитрой.
Возможности нетрадиционной техники рисования для развития умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом
Нетрадиционная техника рисования — это смешанная техника рисования с различными материалами, при работе с которой создает новое, оригинальное произведение искусства, в котором гармонирует все: цвет, форма, размер, фактура. (А.П. Коровина). Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу следует с таких техник как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.
Разнообразить нужно и цвет. И фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно дети начинают понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие факторы – помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные раннее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами. кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).
На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений, не отличается разнообразием. Поэтому я решила остановиться на авторах, занимающихся этим вопросом.
Лыкова И.А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу «От простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками из поролона; ватными палочками; печатание листьями.
В средней группе добавляется рисование свечой.
В старшей группе: кляксография с трубочкой; монотипия; набрызг; восковые мелки + акварель; оттиск смятой бумагой; рисование поролоном; гравюра; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.
В подготовительной группе: тиснение; тычок жесткой полусухой кистью; рисование по сырому; черно-белый граттаж; кляксография с ниткой; батик; рисование солью; расчесывание краски; двойное примакивание кисти.
А.В. Никитина представила такие нетрадиционные техники рисования, рекомендовав живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой, полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Другой педагог Сакулина Н.П. рекомендует такой перечень нетрадиционных техник:
С 2 лет: рисование пальчиками; рисование ладошкой.
С 3 лет: оттиск пробкой; оттиск печатками из картофеля, поролоном, пенопластом.
С 4 лет: оттиск смятой бумагой; восковые мелки + акварель; свеча + акварель.
С 5 лет: печать по трафарету; монотипия предметная; черно-белый граттаж; кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой; набрызг; акварельные мелки; тычкование.
С 6 лет: цветной граттаж; монотипия пейзажная.
Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, можно сделать таблицу, в которой отмечены нетрадиционные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста (см. Таблицу 1).
Таблица 1 — Сводная таблица используемых нетрадиционных техник рисования по возрастным категориям
Возраст | Нетрадиционные техники |
Младший возраст | Рисование пальчиками
Рисование ладошками Рисование тычками из поролона Ватными палочками Печатание листьями Оттиск печатками из картофеля |
Средний возраст | Рисование свечой
Тычок жесткой полусухой кистью Печать поролоном Печать пробками Восковые мелки + акварель Свеча + акварель Отпечатки листьев Рисунки из ладошки Волшебные веревочки |
Старший возраст | Кляксография с трубочкой
Монотипия Набрызг Оттиск смятой бумагой Рисование поролоном Гравюра Оттиск пробкой, поролоном, пенопластом Рисование песком Рисование мыльными пузырями Рисование мятой бумагой Кляксография с трубочкой Монотипия пейзажная Печать по трафарету Монотипия предметная Кляксография обычная Пластилинография Свеча + акварель Рисование по сырому Черно-белый граттаж Кляксография с ниткой Батик Рисование солью Расчесывание краски Двойное прижимание кисти Печать по трафарету Тычкование Цветной граттаж |
Аннотация к видам нетрадиционной технике рисования старших дошкольников. (Приложение 1)
Проанализировав нетрадиционные техники рисования можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник рисования позволяет обеспечить вариативность детского развития. Дети имеют возможность работать с различными материалами, осваивать разные способы выполнения деятельности, проявлять свою инициативу и фантазию.
В старшей группе (5-6 лет) у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании — с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других — образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.
Разработанные задания с использованием нетрадиционной техники рисования делятся на несколько видов:
- сюжетное рисование;
- декоративное рисование;
- предметное рисование.
Задания «Сюжетное рисование». Ребенок придумывает свою историю и красиво располагает ее в листе. Ведь все предметы находятся рядом с другими предметами, это тоже интересно. Важно выбрать главное и второстепенное, обогатить рисунок разными формами, цветом и тоном. Хорошо когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленького может быть много, а большое – одно. Сочетание темного и светлого, толстой и тонкой линии, однотонного и пестрого тоже очень привлекательны в работе. Заяц на полянке, бабочка среди цветов, ребенок на прогулке, фрукты на блюде, зимний или летний пейзаж могут стать интересной темой для творчества.
Задания «Декоративное рисование». Часто под этим понимают орнамент геометрический или растительный, симметричный или нет, который может располагаться в круге, квадрате, прямоугольнике или полосе. Цвет здесь может нести образное значение, например, грустно-радостное, такое понимание очень близко детям. Можно показать прекрасные образцы народного орнамента: хохлому, городец, гжель, рассказать о значении и назначении орнамента. Но декоративным могут быть также натюрморт, портрет и пейзаж, если усилить цвет, добавить контур или немного стилизовать форму. Большинство детских рисунков являются декоративными по природе, потому что дети младшего возраста с трудом воспринимают объем и пространство. Они рисуют предметы так, как представляют и чувствуют.
В предметном рисовании все внимание уделяется изображению какой-то одной главной формы. Так ребенок учится смотреть внимательно на предмет. Важно красиво расположить его в листе, постараться ровно нарисовать и выбрать подходящий цвет и тон. В начале обучения разумно выбирать простые привлекательные предметы: яблоко, мячик, солнце, флажок, домик, постепенно усложняя их до изображения животных, птиц и людей.
Анализ имеющегося педагогического опыта использования нетрадиционной техники рисования для развития умений у дошкольников работать с различным изобразительным материалом
Для анализа педагогического опыта рассмотрела методику проведения занятий по рисованию в детском саду.
Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму дня детей того или иного возраста. В группах, где воспитываются дети одного возраста, занятие имеет единое для всех программное содержание и воспитательные задачи.
Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.
К подготовке материала относится следующее:
- Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами.
Бумага нарезается самой различной формы и величины в зависимости от того, что дети на ней будут изображать. Так, для рисования треугольника в средней группе хорошо дать лист белой бумаги квадратной формы, размером 12×12 см, а для изображения зимней прогулки целесообразно нарезать прямоугольники серого или голубого цвета величиной не менее 30×40 см. Декоративная композиция «Поднос» в подготовительной группе потребует большого листа бумаги овальной формы, черного цвета и т. д., т. е. буквально для каждого занятия требуется бумага определенной формы, цвета и размера, и в этом не может быть никакого трафарета. Надписываются листы до занятия, на оборотной стороне, в левом верхнем углу, причем обязательно пишется имя и начальная буква фамилии ребенка, а также дата проведения занятия.
При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской и т. д.
- Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия. Разлив приготовленных красок в чашечки и установка их в палитры. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется, залить водой.
При приготовлении красок накануне занятия нужно в каждую из них добавлять чайной ложкой воду и размешивать щетинной (клеевой) кистью до тех пор, пока не получится ровная сплошная масса консистенции жидкой сметаны. Как составляются различные оттенки и новые цвета – это отдельная тема.
- Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой.
Воду в банки следует наливать утром в день занятия. Уровень воды не должен превышать верхнего изгиба банки, т. е. быть примерно на 3—4 см ниже верхнего края горла банки. Если воды налить больше, до самого горлышка, то дети при промывании кистей невольно будут расплескивать ее, пачкая рисунки и столы; при малом же количестве воды она быстро загрязняется от красок и ее приходится менять.
- Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом).
- Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:
а) подбор натуры или модели;
б) приготовление образца;
в) материал для показа приемов рисования (бумага, большая кисть, краски, уголь, сангина).
Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен.
Заготовка материала к таким занятиям, как рисование красками 5—10 цветов, требует очень много времени, и поэтому ее нельзя оставлять’ на утро, непосредственно перед занятием, тем более что эти часы обычно бывают, заняты утренней гимнастикой, индивидуальной работой с детьми или прогулкой. Поэтому готовить материал нужно, как правило, накануне, а иногда и еще раньше. Наутро же можно оставить лишь такие мелкие дела, как надписывание листов бумаги, разлив приготовленных красок в чашечки.
К подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.
Так, детям 4—5 лет можно поручить раскладывать кисти в подставки, а детям 5—6 лет — наливать в банки воду для промывания кистей, составлять некоторые цвета красок и т. д. В подготовительной группе эту нагрузку можно увеличить, предлагая детям проверить карандаши в коробках, починить сломанные и т. д.
Разные занятия по изобразительной деятельности требуют различной методики. В одних случаях присутствует натура или модель, в других фигурирует показ приемов изображения, в третьих необходим образец. Однако надо хорошо помнить — что бы ни показывалось детям, к этому нужно заранее готовиться, но только в разных случаях эта подготовка носит различный характер.
Например, если проводится рисование по натуре ветки с листьями, то необходимо накануне подобрать подходящую веточку и посмотреть, доступна ли она детскому восприятию и изображению, не сложна ли, и если есть что-либо лишнее (например, большое количество листьев, закрывающих друг друга, то удалить это лишнее; продумать, как расположить веточку на бумаге наклонно, горизонтально или вертикально, чтобы подчеркнуть что-то характерное; следует обратить внимание и на цвет натуры — как он сочетается с выбранным цветом бумаги, получше подобрать этот фон. Если натурой служит игрушка, надо обдумать, как показать ее таким образом, чтобы подчеркнуть, выявить главное. Например, детям 3—4 лет лучше оставить в башенке из шаров всего 3 шара из 5, но подобрать их так, чтобы разница в размерах бросалась в глаза, была бы хорошо заметна. И такого вдумчивого, серьезного отношения требует к себе всякая натура.
Если же на занятии потребуется показать приемы изображения, то нужно не только подготовить материал для этого (бумагу, краски, уголь и т. д.), но и потренировать накануне руку и глаз. Рисуя данное изображение на бумаге нужного размера сначала на столе, а потом и в вертикальном положении, на мольберте, т. е. так, как надо будет это делать перед детьми.
Все показы приемов рисования следует вести неторопливо, точными, четкими движениями, сопровождать соответствующим пояснением. Ни в словах, ни в движениях не должно быть ничего лишнего.
Слова, с которыми воспитатель обратится к детям, должны быть просты и точны. Текст обращения отрабатывать очень четко, чтобы в нем были только необходимые, направляющие слова. Поэтому рекомендуется, продумав весь ход занятия и свое обращение к детям, записать его, а спустя некоторое время просмотреть запись и, может быть, заменить некоторые слова более точными и образными, что-либо несущественное вычеркнуть.
В организации занятий большую роль играет четкая последовательность этапов работы и распределение обязанностей между воспитателем, няней и детьми. Это особенно важно, когда для занятий приходится переставлять столы ближе к свету или при посадке четверых детей за шестиместный стол ставить дополнительные столы. Поэтому, принимая группу, воспитатель сразу должен продумать расстановку столов для занятия, испробовать несколько вариантов и остановиться на лучшем. Целесообразно закрепить за каждым ребенком постоянное место. Детей маленького роста сажают за передние столы, а более высоких рассаживают сзади. Исключение делается лишь для детей с ослабленным зрением — их сажают за передние столы, невзирая на рост.
Организация занятий делится на 3 части:
1) вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;
2) руководство процессом выполнения работы и
3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.
Первая часть занятия. Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование, декоративная работа. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана.
Структура этой части занятия примерно такова:
- Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
- Анализ изображаемого с натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.
- Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание. Кроме того, соотношение упомянутых частей меняется: в одних случаях большее место отводится анализу предмета, например в предметном рисовании, в других — созданию живого, выразительного образа, например в сюжетном рисовании и т. д.
Первые слова, с которыми воспитатель обращается к детям, должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что дети будут рисовать.
Не рекомендуется начинать каждое занятие одними и теми же словами: «Дети, сегодня вы будете рисовать. » и т. д. Однообразие снижает восприимчивость детей, а, следовательно, и интерес к занятию.
После того как дети успокоились и внимание их собрано и возбуждено их любопытство, воспитатель предлагает им тихо сесть на свои места. Если необходимо, воспитатель дает дополнительные пояснения или показывает что-либо, когда все сели за столы. Различная организации детей в процессе первой и второй части повышает восприимчивость детей, интерес к занятию. Задерживать около себя стоящих детей можно не более 1—2 минут.
Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети также должны принимать активное участие — отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Воспитатель возбуждает мысль детей, их инициативу в отношении того, что как можно вылепить, вырезать, наклеить, нарисовать. Он вызывает отдельных детей к мольберту для показа.
Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им воспитатель.
В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого.
После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит.
Время от времени следует отрываться от индивидуальной помощи для того. Чтобы посмотреть, как протекает работа всей группы. Если намечается какое – либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и послушать дополнительное разъяснение.
Заключительной частью занятия является просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки.
Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть разнообразными. Нельзя все сводить к «правильно » или «неправильно»
При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой – либо работе.
При оценке сюжетных и многих предметных рисунков, вначале надо сделать акцент на образность, характерность персонажей (самый смешной и веселый Петрушка, замечательная танцующая Матрешка и т. д.) и выразительность действия (лиса подкрадывается, цыплята ловят жука и т. д.)
В рисунках с натуры – на правильность строения предмета.
Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.
После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию
По проблеме использования нетрадиционной техники рисования в развитии умения работать с различным изобразительным материалом были проанализированы статьи воспитателей детских садов.
Романова О. В., воспитатель детского сада из г. Микунь, пишет: «За три года работы по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников» я накопила достаточно большой опыт по использованию различных технических приемов и нетрадиционных материалов. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник дола мне уникальную возможность развить творческие способности дошкольников. При моем содействии дети учились мыслить, находить необычное применение обычным вещам. У них возникали новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Дети начинали экспериментировать и творить».
Валенкова Елена Григорьевна, воспитатель из г. Гусь-Хрустальный, поделилась педагогическим опытом «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста». И пришла к выводу, что к концу года прослеживалась положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования.
Работы детей стали более выразительные, оригинальные. Дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Повысился уровень понимания речи, пополнен активный словарь, многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов. Положительным результатам в ее работе, она считает участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Рынчева Н.П., воспитатель «Тургиновского детского сада» пишет: «Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объемности; развивает мелкую моторику рук; творческие способности, воображение. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно повысить интерес дошкольников к рисованию. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения».
Анализ примерной, комплексных (авторских), парциальных образовательных программ дошкольного образования с позиции выявления возможностей использовать нетрадиционные техники рисования для развития умений у дошкольников работать с различным изобразительным материалом
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Анализ программы «От рождения до школы».
Основные цели и задачи изобразительной деятельности в данной программе:
- Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- Совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном искусстве;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
- Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Просмотрев содержание изобразительной деятельности в разных группах, пришла к выводу, что очень мало используется изобразительного материала.
В группе раннего возраста описываются, как нужно держать карандаш и кисть. В младшей группе как правильно держать карандаш, фломастер, кисть. Как правильно набирать краску на кисть, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. В средней группе также описано, как правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Закреплять умения чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении. В старшей группе развивают способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти). В подготовительной группе описано, как соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа, владеть карандашом при выполнении линейного рисунка. Знать материалы, которые могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелиевая ручка); новые способы работы с уже знакомыми материалами (например: рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины.
Программа «Истоки»
Задачи художественно-эстетического развития:
Ранний возраст:
- Развитие интереса к рисованию, желание рисовать красками, карандашами, фломастерами;
- Проявление эмоциональных реакций на яркие цвета красок;
Младшая группа
- Знакомство детей с разными видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией;
- Поддерживание проявления интереса к ним;
- Обучение простейшим способам изображения;
- Создание простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм;
- Освоение технических навыков:
а) в рисовании (промыть кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, рисовать на всем пространстве листа);
б) в лепке (раскатывать комок глины в ладонях, видоизменять комок с помощью пальцев, соединять части);
в) учить приемам наклеивания готовых форм.
2 младшая группа:
- Развития умения пользоваться карандашом или иным средством изображения;
- Создавать образ разными способами: мазками, пятнами, штрихами, линиями;
- Учить лепить из глины, теста, пластилина;
- Создавать образ разными способами: отщипывание, отрывания, сплющивания, вытягивания, раскатывания комка между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями, соединения готовых частей друг с другом;
- Приобщать к созданию в аппликации ярких образов из готовых элементов;
- Активировать проявление эмоционального отношения к процессу деятельности и к использованию ее результатов в разных игровых ситуациях.
Средняя группа:
- Знакомство с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, иллюстрации);
- Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоноская, богородская игрушка, семеновская или полхов — майданская матрешка);
- Обучение созданию с натуры или по представлению образов, передаче основных признаков изображаемых объектов, их структуру и цвет;
- Более точному изображению объемных фигурок и созданию простых композиций из глины, пластилина, соленого теста. Снега;
- Составлению предметных, сюжетных или декоративных композиций из разных материалов, как из готовых так и самостоятельно вырезанных простых форм;
- Правильному пользованию ножницами (правильно держать, резать и передавать другому);
- Развитие у детей способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.
Старшая и подготовительная группа:
- Ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирование эстетических чувств и оценок;
- Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств. Отношений;
- Обогащение художественного опыта детей;
- Содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования. аппликации, лепки, художественного конструирования;
- Совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
- Развитие художественного восприятия и творческого освоения цвета, формы, ритма, композиции как «языка» изобразительного искусства;
- Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительности образа;
- Развитие и свободное проявление художественного творчества.
Парциальная программа «Разноцветный родничок».
Эта программа заключается в целенаправленной деятельности по обучению навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной) с использованием нетрадиционных техник рисования.
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
В ходе реализации парциальной программы «Разноцветный родничок» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- Пальчиковая живопись (краска наносится пальцем, ладошкой);
- Монотипия;
- Рисование свечой;
- Рисование по мокрой бумаге;
- Рисование путем разбрызгивания краски;
- Оттиски штампов различных видов;
- Точечный рисунок;
- Батик (узелковая техника);
- Граттаж;
- Кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- Рисование жесткой кистью (тычок);
- Рисование на полиэтиленовой пленке.
Парциальная программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 4 года. Программа охватывает: младшую группу – дети 3-4 лет, среднюю группу – дети 4-5 лет, старшую группу – дети 5-6 лет, подготовительную группу – дети 6-7 лет.
Планируемый результат:
- Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- Проявлять интерес изобразительной деятельности друг друга.
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир» для детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав программы можно сделать вывод, что в образовательных программах в изобразительной деятельности используется традиционный изобразительный материал цветные карандаши, акварельные, гуашевые краски и отсутствует разнообразие изобразительных материалов. Поэтому, в результате целенаправленного внедрения нетрадиционных техник рисования в изобразительную деятельность детей формируется умения использовать разнообразный изобразительный материал при рисовании в детском саду и предоставляется ребенку больше шансов для самовыражения.
Общая характеристика компонентов методической разработки
Задания с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом подобраны в соответствии с темами программы «От Рождения до школы». Составлен календарно-тематический план старшей группы (дети 5-6 лет), в данном плане представлены используемые на занятии рисовании нетрадиционные техники в соответствии с возрастом детей и задания с использованием данных техник (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Календарно-тематический план
Тема | Нетрадиционная техника | Задания |
Сентябрь | ||
Картинка про лето | Оттиск поролоном | Отобразить на рисунке впечатления полученные летом, рисовать различные деревья |
Рисование. «Знакомство с акварелью» | Отпечатки листьев | Познакомится с акварельными красками, нарисовать листочки разных цветов |
Цветы (Космея) | Восковые мелки | Рисование цветка «Космея» |
Рисование. «Что ты больше всего любишь рисовать» | Оттиск поролоном | Рисование по замыслу |
Октябрь | ||
Осенний лес | Выдувание трубочкой, рисование ватными палочками | Рисование разнообразных деревьев |
«Узор кукле на платье» | Ватные палочки, печать поролоном | Украсить платье дымковской росписью |
Три медведя гуляют | Тычек жесткой полусухой кистью | Рисование сказки «Три медведя» |
«Идет дождь» | Рисование пальчиками | Рисовать дождливый осенний день в поле |
Ноябрь | ||
«Автобус с флажками едет по улице» | Восковые мелки + акварель | Рисование автобуса |
«Закладка для книги» | Монотипия предметная | Рисовать закладку, оформленную городецкой росписью
|
«Моя любимая сказка» | Восковые мелки + акварель | Рисование любимых сказок |
«На селе построены разные дома» | Восковые мелки | Рисование домов |
Декабрь | ||
Зима | Оттиск поролоном | Рисовать картину зимы в поле |
«Ели большие и маленькие» | Тычек жесткой полусухой кистью | Рисование зимних деревьев |
«Птицы синие и красные» | Оттиск поролоном | Рисование птиц |
«Снежинка» | Рисование снежинок | |
Январь | ||
«Что тебе больше всего понравилось на празднике» | Восковые мелки + акварельные краски | Рисование что понравилось на празднике |
«Дети гуляют зимой на участке» | Рисование ватными палочками | рисование детей на участке |
«Усатый-полосатый» | Тычек жесткой полусухой кистью | Рисование котенка |
рисование по мотивам городецкой росписи | Рисование доски городецкой росписью | |
Февраль | ||
Декоративное рисование по хохломской росписи | Рисование пальчиком | Рисование узора в хохломской росписи |
Рисование. «Солдат на посту» | Печать по трафарету | Рисование солдата на посту |
«Домики трех поросят» | Тычек жесткой полусухой кистью | рисование дома для поросят |
«Нарисуй, что было интересного в детском саду» | Рисование по замыслу | |
Март | ||
«Картинка маме к празднику 8 Марта» | Пластилинография | Рисование картины маме |
«Строители строят новый дом | Пластилинография | Рисование строителей, которые строят дом |
«Сказочные птицы» | Рисование с солью | Рисование сказочных птиц |
«Весенние ветки» | Рисование пальчиками | Рисование весенней веточки |
Апрель | ||
«Это он, это он, ленинградский почтальон» | Рисование почтальона | |
«Роспись индюка» | Ватные палочки, оттиск поролоном | Роспись индюка |
«Пришла весна, прилетели птицы» | Восковые мелки + акварель | Рисование птиц |
«Кукла в национальном костюме» | Рисование костюма кукол узором. | |
Май | ||
«1 Мая» | Рисование смятой бумагой | Рисование пейзажа (радуга в небе, молодая травка, цветы, порхающие бабочки) |
«Салют над городом в честь Праздника Победы» | Цветной граттаж | Рисование салюта |
«Роспись посуды для кукол» | Роспись посуды | |
«Цветут сады» | Выдувание трубочкой | Рисование цветов в саду |
Задания с использованием нетрадиционной техники рисования составлены в соответствии с темами и целями занятий по рисованию в старшей группе детского сада, в заданиях используются нетрадиционные техники рисования в соответствии с возрастом детей. (5-6 лет). Задания используются для того, чтобы дети 5-6 лет могли развивать свои умения работать с различными изобразительными материалами: гуашь, акварельные краски, восковые мелки, поролон, трубочка, соль, мука, листья, пластилин. Смогли познакомиться с новыми техниками изображения рисунка: предметная монотипия, цветной граттаж, выдувание трубочкой, оттиск поролоном, отпечатки листьев, рисование ватными палочками, тычек жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, печать по трафарету, пластилинография, рисование солью, рисование смятой бумагой.
В дальнейшем при работе над проектом планируется определить форму проектирования как: «Сборник заданий с использованием нетрадиционных техник рисования как средство развития умений детей 5-6 лет работать с различным изобразительным материалом» в соответствии с выбранной формой проектирования определена программа эксперимента (см. Таблицу 2).
Таблица 2 — Программа эксперимента
Пункт программы | Содержание |
Исполнитель | Ячменева Т.В. |
Педагогическая цель | Развитие умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом по средством заданий с использованием НТР |
Цель эксперимента | Выявит у старших дошкольников уровень развития умений работать с различным изобразительным материалом по средствам применения заданий с НТР |
Гипотеза | Развитие умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом будет эффективным, если обосновать возможности заданий с использованием НТР |
Диагностический инструментарий | 1. Диагностика уровня развития изобразительных умений у детей старшего возраста (Приложение 2)
2. На основе данных диагностики будет заполнена карта оценки уровня развития изобразительных умений у старших дошкольников (Приложение 3) 3. Анкета для воспитателей с целью определения качества разработанных заданий и применения их на практике (Приложение 4)
|
Критерии оценки ожидаемых результатов | 1. Технические умения
2. Умение перевода реального объекта в графический образ |
Обоснование способов оценки качества методической разработки, показателей успешности ее реализации
Для того чтобы оценить качество разработки и возможность оценки уровня сформированности умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом используются разные методы диагностики: анкетирование, метод экспертных оценок (см. Таблицу 3).
Таблица 3 – Диагностические методы и методики для определения уровня развития умений дошкольников работать с изобразительным материалом
Метод диагностики | Методика диагностики (название, автор, возраст группы) | Цель диагностики | Диагностические показатели | Обработка результатов (уровни, шкалы и др.) | Форма проведения диагностики (групповая, индивидуальная), время проведения | Замер |
Анкетирование | Анкета для воспитателей
Таранина С.В. Старшая группа |
Определение качества разработанных заданий и применения их на практике | Показатели:
· формулировка заданий четкая и понятная; · задания представлены логично и последовательно; · задания соответствуют темам занятий; · содержание заданий отвечает уровню знаний, умений, навыков дошкольников; · Используются разные изобразительные материалы
|
Шкала перевода:
0,8 – 1 – «оптимальный уровень разработанности»; 0,6 – 0,79 — «достаточный уровень разработанности»; 0,4 – 0,59 — «низкий уровень разработанности»; < 0,4 — «критический уровень разработанности»
|
Групповая/индивидуальная, до периода преддипломной практики | 1 |
Метод экспертных оценок, наблюдении | диагностика уровня развития изобразительных умений
Урунтаева Г.А. старшая группа |
Определение уровня развития умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом | Показатели:
1) Умение пользоваться карандашом, кисточкой и красками, владением формообразующими движениями 2) Умение передавать форму, пропорции предмета, строение. пространственное положение и его частей. 3) Умение самостоятельно замыслить и получить результат |
Шкала перевода:
1,6– 2 – высокий уровень; 1,6 — 1,2 – средний уровень; 1,2 – 0,8 – низкий уровень; < 0,8 – недопустимый уровень |
Индивидуальная | 2 |
Таким образом, выбранные методы и методики соответствуют предъявляемым требованиям и позволят определить качество разработанных заданий и применения их на практике. А также сопоставление двух результатов двух контрольных замеров, с использованием подобранных методик, позволит сделать вывод о действенности выбранных методов для определения уровня развития умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом.
Задания с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие умений старших дошкольников работать с различным изобразительным материалом
Подобранные задания соответствуют требованиям, которые разработала Курчавая Н.С. Каждое задание включает цель, направленную на развитие умений детей работать с различными изобразительными материалами. В заданиях описаны материалы, которые используются при создании рисунка и описание заданий.
- «Картинка про лето»
Цель: Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде.
Материалы: картинки про лето, фото, репродукции, гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетки, трубочка.
Описание: Детям дают задания написать картину, как вы провели лето. Воспитатель объясняет, что можно изобразить травку, кустики, деревья, бабочек. При рисовании деревьев нужно использовать поролон, при изображении листьев.
- «Знакомство с акварелью»
Цель: Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями.
Материал: Акварельные краски, палитры, белая бумага размером 1/2 альбомного листа, листочки.
Описание: Показать детям краски, сказать, как они называются. Объяснить, что, прежде чем рисовать, краски надо смочить водой. Показать, как это нужно делать (обмакивать кисть в чистую воду и стряхивать капли на краски, не касаясь их ворсом кисти); как пробовать цвет краски на палитре, затем, добавляя воду, получать все более светлый тон. Предложить детям все это проделать самостоятельно, а затем взять листочек и нарисовать на нем краской, и приемом наложения на лист бумаги присоединить листочек.
- Цветы (Космея)
Цель: Продолжать знакомить детей с акварельными красками.
Материал: Цветы космеи двух оттенков красного (малинового, бордового) цвета. Белая бумага размером 1/2 листа, акварельные краски, палитры, восковые мелки.
Описание: Рассмотреть с детьми два цветка космеи, уточнить (активизируя детей) форму, цвет лепестков и листьев. С помощью восковых мелков и акварельных красок нарисовать цветок и разукрасить его красками.
- «Что ты больше всего любишь рисовать»
Цель: Научить детей использовать различный изобразительный материал.
Материал: Акварельные краски, карандаши, восковые мелки, лист белой бумаги.
Описание: В начале занятия сказать, что у каждого ребенка есть что-то такое, что он больше всего любит рисовать; пусть он это и изобразит. Стимулировать создание более интересного и полного изображения, спрашивая детей, напоминая им, как это можно сделать.
- «Осенний лес»
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания об осени.
Материал: Акварельные краски, бумага белая, размером в альбомный лист, иллюстрации по теме, трубочка и ватные палочки.
Описание: Поговорить с детьми об осенних явлениях. Спросить, какие деревья они видели в лесу, в сквере. Предложить нарисовать картину осеннего леса (парка). С помощью трубочки выдувать ветки у деревьев, а ватными палочками нарисовать листики.
- «Узор кукле на платье»
Цель: Знакомить с дымковской росписью.
Материал: Листы белой бумаги в форме квадрата, гуашь соответствующих цветов.
Описание: Показать детям изделия дымковских народных мастеров, спрашивая их, как эти вещи украшены. Обратить внимание на цвета росписи, на элементы узора, предложить показать их в воздухе пальчиком. Предложить детям так же красиво расписать ткань для платьица кукле. Каждый расписывает, используя элементы и цвета дымковской росписи. Для рисования узора использовать ватные палочки и поролон.
- «Три медведя гуляют»
Цель: Закреплять умения детей правильно изображать формы, создавать и дополнять композицию рисунка.
Материал: Гуашь, листы зеленой бумаги, фигуры медведей для фланелеграфа, жесткая кисть.
Описание: Вспомнить с детьми эпизод из сказки «Три медведя». Спросить, какой величины были медведи, какой формы у них тело и отдельные его части. Предложить нарисовать, как медведи гуляют. Уточнить расположение фигур на листе бумаги. В процессе рисования обращать внимание на передачу относительной величины фигур, окружающей обстановки. Использовать технику рисования Тычек жесткой кистью. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
- «Идет дождь»
Цель: Упражнять в рисовании простым графитным карандашом, цветными карандашами или цветными восковыми мелками.
Материал: Простой графитный карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки.
Описание: Вспомнить с детьми, что осенью часто льют дожди. Люди идут по улицам под зонтами. Предложить нарисовать дождливый осенний день на селе, в поле. Уточнить последовательность изображения (дождь рисуется в последнюю очередь). Напомнить разные способы рисования дождя, травы, деревьев. С помощью пальчиков можно нарисовать дождик.
- «Автобус с флажками едет по улице»
Цель: Формировать у детей умение рисовать крупно, размещать рисунок на весь лист.
Материал: Простой графитный карандаш, цветные карандаши, бумага в форме прямоугольника, восковые мелки.
Описание: Вместе с детьми обследовать игрушку с включением движения руки по контуру предмета. Предложить одному ребенку показать у доски, как он нарисует автобус. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части (вагон, колеса), потом раскрашивают. Затем разукрасить восковыми мелками. И оставшееся не закрашенные места раскрасить акварельными красками, создав фон у рисунка.
- «Закладка для книги»
Цель: Продолжать знакомство с народными промыслами, формировать умение рисовать элементы городецкого узора.
Материал: Предметы городецкой росписи. Образец узора на полосе. Гуашь красного, синего, зеленого, бело го цветов. Полоски бумаги размером 7X 18 см светлого охристого тона.
Описание. Показать детям предметы, оформленные городецкой росписью. Рассмотреть, из чего состоит узор, как он расположен, какие цвета использовали мастера. Объяснить, как можно нарисовать цветы, бутоны, листья. Рассмотреть образец узора на полосе. Показать приемы рисования. Согнуть лист бумаги пополам и нарисовать на ней рисунок. Вторую половину листочка соединить с нарисованным рисунком техникой «монотипия предметная».
- «Моя любимая сказка»
Цель: Воспитывать умение пользоваться материалами для рисования по желанию.
Материал: Бумага белая размером в альбомный лист, краски акварельные, карандаши, восковые мелки.
Описание: Накануне поговорить с детьми об их любимых сказках. Напомнить детям на занятии, какие желания они высказывали, вместе подумать, как можно воплотить замысел. В процессе работы обращать внимание на выразительную передачу персонажей сказок, на расположение их на листе бумаги, на цвет в рисунках. Использовать восковые мелки для изображения героев. А затем закрасить фон рисунка.
- «На селе построены разные дома»
Цель: Упражнять в умении самостоятельно, выбирать средства выразительности, используя традиционные и нетрадиционные способы закрашивания.
Материал: Цветные восковые мелки или цветные карандаши, бумага белая или любого мягкого тона размером в альбомный лист.
Описание: Вспомнить с детьми наблюдения на прогулках, экскурсиях, показать иллюстрации с изображением сельских старых и новых домов. Уточнить, спрашивая детей, форму и конструкцию домов, их расположение в пространстве. В процессе рисования обращать внимание детей на изображение домов разной величины и разных пропорций. Напоминать приемы рисования цветными восковыми мелками. Если дети будут работать цветными карандашами, побуждать их использовать разные оттенки путем различного нажима на карандаш.
- «Зима»
Цель: Продолжать учить рисовать дерево (ствол, ветки) используя восковые мелки.
Материалы: Бумага светлого тона (серая, голубая, желтая) размером в альбомный лист, цветные восковые мелки, белила (гуашь), поролон.
Описание: Вспомнить с детьми, что они видели во время прогулки (дома, деревья, снег). Уточнить форму, расположение домов, их части. Вместе с детьми наметить последовательность выполнения рисунка. Напомнить способы рисования цветными восковыми мелками. Предложить детям подумать и нарисовать, что расположено около домов (деревья, кусты, машины и др.). Когда работа цветными мелками будет закончена, предложить нарисовать поролоном снег.
- «Ели большие и маленькие»
Цель: Продолжать учить рисовать елку, добиваясь выразительной передачи хвои разными приёмами.
Материал: Бумага серая или голубая, гуашь и акварель, баночка для воды, салфетка, жесткая кисточка.
Описание: Вспомнить, какие деревья рассматривали во время прогулки (высокие и низкие). Вызвать ребенка для определения, где какие деревья надо рисовать. Обсудить с детьми возможные варианты ком позиции. Во время рисования напоминать текст стихотворения. Направлять внимание детей на передачу цвета молодых и старых деревьев, их расположения, высоты. С помощью жесткой полусухой кистью нарисовать ветки у деревьев, придав им колючий вид.
- «Птицы синие и красные»
Цель: Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками.
Материал: Бумага серая или другого светлого тона, гуашь или акварель, поролон.
Описание: Поупражняться в рисовании контуров птиц в разных позах краской на отдельном листе. Потом предложить придумать композицию и выполнить ее на большом листе. Нарисовать контур птицы и с помощью поролона разрисовать ее. Напомнить о том, что в одном рисунке птицы должны быть одинакового цвета с ягодами, которые они клюют.
- «Снежинка»
Цель: Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розетты.
Материал: Гуашь белая, бумага темная в форме розетты.
Описание: Показать 2—3 образца снежинок, рассмотреть их, уточнить построение узора. Сказать, что основу (лучики) нужно передать всем, а затем украсить их по желанию. Уточнить прием рисования тонких линий, концом кисти, спросив об этом детей. Образцы убрать, предложить рисовать.
- «Что тебе больше всего понравилось на празднике»
Цель: Закрепить технические умения и навыки работы разнообразными материалами, закрашивать аккуратно пространство.
Материал: Бумага, акварельные краски, белила, палитры, восковые мелки.
Описание: Поговорить с детьми о празднике. Уточнить, что было интересного, спросить, кому что понравилось, кто, что хотел бы нарисовать. В процессе разговора направлять детей на обдумывание того, как лучше нарисовать задуманное. В ходе работы помогать детям советом, напоминанием полнее выразить тему. Использовать для рисования восковые мелки, затем разукрасить фон акварельными красками.
- «Дети гуляют зимой на участке»
Цель: Упражнять в рисовании и раскрашивании карандашами (цветными мелками), ватные палочки.
Материал: карандаши, бумага, краски, восковые мелки.
Описание: Предложить на тонированной бумаге нарисовать фигуры гуляющих детей, дорисовать фигурки людей, кусты, деревья. С помощью ватных палочек дорисовать снег.
- «Усатый – полосатый»
Цель: Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками.
Материал: Гуашь или цветные восковые мелки, бумага размером в альбомный лист.
Описание: Рассмотреть с детьми игрушку котенка. Вспомнить стихотворение С. Я. Маршака «Усатый — полосатый». Привлечь внимание к отдельным эпизодам (доступным детям для изображения). Уточнить последовательность рисования. Для того, чтобы котенок стал пушистый, используем тычек жесткой полусухой кистью.
- «Рисование по мотивам городецкой росписи»
Цель: Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет.
Материал: Гуашь соответствующих городецкой росписи оттенков.
Описание: Рассмотреть с детьми доску, расписанную Городецкими мастерами; уточнить колорит, элементы, составляющие узор, способы его создания. Предложить детям расписать доски красивыми Городецкими цветами и бутонами, использовать оживки (белые или черные штрихи или точки на цветах и листьях). Определить последовательность работы. В процессе рисования направлять внимание детей на передачу особенностей композиционного, цветового и поэлементного строя городецкого узора.
- «Декоративное рисование по хохломской росписи»
Цель: Учить выделять и рисовать элементы хохломского узора: травинки, усики, завитки, ягодки; учить правильно создавать узор.
Материал: Полоска желтой и лист белой бумаги для упражнений (на каждого), гуашь зеленая, желтая, красная и черная, предметы с хохломскими узорами.
Описание: Рассмотреть узоры — бордюры на вещах с хохломской росписью. Анализировать их строение — ритмичное расположение одинаковых элементов. Показать прием проведения волнистой линии и завитка концом кисти. Предложить поупражняться сперва на отдельном листе бумаги, затем выполнить бордюр на полосе бумаги. Сказать, что цвета красок надо подбирать в соответствии с хохломской росписью. Уточнить последовательность работы. С помощью пальчика нарисовать ягодки на рисунке.
- «Солдат на посту»
Цель: Использовать навыки рисования и закрашивания изображения.
Материал: Простой графитный карандаш, цветные карандаши, бумага размером 1/2 альбомного листа, трафарет.
Описание: Уточнить одежду и позу пограничника, солдата, стоящего на посту. Используя иллюстрации, определить композицию рисунка, приемы рисования простым и цветными карандашами. Обратить внимание детей на аккуратное закрашивание. С помощью трафарета можно сделать рамку для рисунка.
- «Домики трех поросят»
Цель: Передавать характерные особенности, используя разные способы рисования линий, закрашивания рисунка.
Материал: Цветные карандаши, сангина, бумага мягкого тона размером в альбомный лист, жесткая кисть, краски.
Описание: Вспомнить с детьми, какие домики построили три поросенка. Поговорить о характерных особенностях каждого (из соломы, прутьев, камней). Уточнить с детьми, как рисовать домики, чтобы было видно, что они из разных материалов. Показать способы работы сангиной. Уточнить, что все домики имеют стены, крышу, окошки. По мере выполнения изображения предложить нарисовать лес, траву, цветы. Напоминать, как использовать разные материалы и характер штрихов для создания выразительного образа. При рисовании домика из соломы использовать тычек жесткой полусухой кистью.
- «Нарисуй, что было интересного в детском саду»
Цель: Создать условия для развития у детей умения задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений.
Материал: Бумага разных мягких тонов, цветные карандаши, восковые мелки, краски.
Описание: Предложить подумать, кто что хотел бы нарисовать, какой для этого нужен материал (бумага, карандаши, цветные мелки, краски), помочь детям в выборе материала.
- «Картинка маме к празднику 8 Марта»
Цель: Закрепить технические умения рисования акварельными красками и технику нанесения пластилина на лист бумаги.
Материал: Альбомный лист бумаги, акварель, простой карандаш, пластилин.
Описание: Поговорить с детьми о празднике 8 Марта. Предложить нарисовать картинку о том, как они вручают маме цветы. Уточнить относительную величину (на ребенке и воспитателе) взрослого и ребенка, положение фигуры ребенка, протягивающего цветы. Поговорить о расположении фигур на листе. Напомнить о том, чтобы рисовали крупно. При рисовании цветов использовать технику пластилинография.
- «Строители строят новый дом»
Цель: Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с лёгким нажимом.
Материал: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, краски.
Описание: Вспомнить, что видели на экскурсии к строящемуся дому (работающих людей, их позы, разные машины). Поговорить о расположении изображений на листе бумаги. Предложить сначала нарисовать главное простым карандашом, а затем раскрасить цветными. С помощью техники пластилина создать здания.
- «Сказочные птицы»
Цель: Закреплять приемы рисования разными материалами (фломастерами, красками, цветными восковыми мелками), знакомство с техникой рисования солью.
Материал: Бумага разных цветов, на выбор: цветные карандаши, цветные восковые мелки, акварель, гуашь., соль, краски.
Описание: Поговорить с детьми о том, какими могут быть сказочные птицы. Уточнить общие для всех птиц части тела. Предложить нарисовать красивых сказочных птиц. Нарисовав птицу, нанести слой клея и обсыпать все солью.
- «Весенние ветки»
Цель: Закреплять технические навыки рисования карандашом, кистью, красками.
Материал: Две простые ветки или одна с ответвлением, акварель или гуашь (для рисования вербы).
Описание: Обследовать веточку, выбранную для изображения. Уточнить характерные детали. Предложить детям подумать о расположении рисунка на листе. В процессе работы обращать внимание детей на передачу строения, характерных деталей. При рисовании вербы использовать пальчики.
- «Это он, это он, ленинградский почтальон»
Цель: Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами.
Материал: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши, простой графитный карандаш.
Описание: Прочитать отрывок из стихотворения «Почта». Уточнить характерные особенности литературного героя. Спросить детей о последовательности его изображения. Предложить рисовать крупно, во весь лист.
- «Роспись индюка»
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку
Материал: Гуашь, палитра (для получения нужного тона), дымковские игрушки, поролон и ватные палочки.
Описание: Накануне загрунтовать вылепленного индюка. Предложить расписать его дымковскими узорами. В процессе занятия индивидуально (с теми детьми, которые испытывают затруднения в декоративном рисовании) уточнить, как они будут расписывать своего индюка. Можно использовать поролон или ватные палочки для создания рисунка.
- «Пришла весна, прилетели птицы»
Цель: Учить передавать в рисунке картины природы.
Материал: Цветные восковые мелки, акварель, белила (гуашь).
Описание: Чтение стихотворений о весне, о прилете птиц (или пение песни). Предложить детям нарисовать об этом картинку. Продумать композицию рисунка (как расположить лист бумаги и изображения на нем).
- «Кукла в национальном костюме»
Цель: Закреплять умение изображать фигуру человека, учить передавать характерные детали костюма.
Материал: Кукла в национальном костюме. Альбомный лист бумаги, простой графитный и цветные карандаши.
Описание: Рассмотреть куклу или картину, изображающую фигуру в национальном костюме. Сказать детям, что это национальный костюм женщины (или мужчины) той республики, где живут дети. Подчеркнуть его особенности. Наметить последовательность создания изображения.
- «1 Мая»
Цель: Учить располагать изображения по всему листу.
Материал: Бумага размером в альбомный лист или больше, акварель, белила (гуашь), цветные карандаши, цветные восковые мелки.
Описание: Спросить, что хотели бы дети нарисовать о празднике 1 Мая. С помощью рисования мятой бумагой можно создать фон, или нарисовать цветы.
- «Салют над городом в честь Праздника Победы»
Цель: Научить рисовать новым способом «цветной граттаж».
Материал: картон, гуашь, деревянная палочка, мука, восковая свеча.
Описание: подготовить картон: покрыть воском картон, равномерно покрываем картон слоем муки, наносим разноцветную гуашевую краску. При создании рисунка нужно взять острую деревянную палочку и нарисовать на нем салют.
- «Роспись посуды для кукол»
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Материал: бумага, краски, кисть, баночка для воды.
Описание: познакомить детей с гжельской росписью. Проговорить последовательность выполнения рисунка. Уточнить расположение узора на форме.
- «Цветут сады»
Цель: С помощью нетрадиционных способов рисования учить детей создавать весеннюю композицию из цветущих деревьев.
Материал: Лист бумаги, акварель, гуашь, трубочка.
Описание: Прочитать стихи о весне. Предложить нарисовать картины цветущей весны. Уточнить, спрашивая детей, какие деревья и кусты можно изобразить. При изображении деревьев можно использовать выдувание трубочкой.