Аннотация.
Предлагаемое методическое пособие вызвано желанием скомплектовать необходимый материал по вязанию крючком, имеющийся в разных источниках, систематизировать его, адаптировать к процессу обучения учащихся 5-7-х классов общеобразовательной школы. В изложенном материале нашел отражение также опыт преподавательской работы его автора.
В данном учебном пособии изложены основные сведения по вязанию крючком: дан материал об истории вязания, организации рабочего места при вязании крючком. Подробно дано описание техник вязания крючком.. Это определяет удобство пользования представленными материалами.
Пособие предназначено для учителей технологии средней школы, учащихся 5 – 7 классов, а также для всех тех, кто желает научиться вязать крючком.
Содержание
1.История вязания
2.Организация рабочего места и техника безопасности при вязании крючком
3.Все о пряже
4. Уход за вязаными изделиями
5.Инструменты и материалы
6.Основные приемы вязания
7. Вязание узоров по схеме
8.План конспект
«Искусство вязания. Вязание крючком. Приемы и техники вязания.» 6 класс
«Вязание крючком разных изделий» 6 класс
9.Приложение
Пояснительная записка
Вязание крючком – это старинный вид рукоделия, несложный и очень увлекательный. Вязание — это творчество и отдых. Красиво связанное изделие всегда приносит радость тому, кто его выполнил, и тому, для кого это изделие связано. Главное в рукоделии – это терпение, аккуратность и любовь к труду.
Вязание развивает мускулатуру пальцев, делает более динамичными кисти рук и пальцы. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры, состоящие из определенного количества петель цепочки, простых столбиков и столбиков с накидом. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.
Чтобы научиться хорошо вязать крючком, необходимо поупражняться в вывязывании цепочки, имеющей одинаковые по форме воздушные петли.
К выразительным средствам вязания как вида искусства относятся эстетические свойства материала, цвет, гармония, ритм, композиция, симметрия линий и цветовых пятен узора.
Художественно — познавательный компонент этого вида рукоделия способствует постижению детьми художественной стороны искусства вязания и зарождению у них интереса к данному виду рукоделия. В результате освоения содержательного и художественного компонентов вязания дошкольники осознают ценности данного вида искусства: каждая связанная вручную вещь уникальна. Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным людям, приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. Обучение данному виду искусства помогает ребенку проявить самостоятельность в выборе средств выразительности, приобрести опыт индивидуальной творческой деятельности, самоконтроля, самоанализа и самооценки качества готовых поделок.
Технический компонент данного вида рукоделия предоставляет детям возможность освоить технику вязания простых изделий цепочкой из воздушных петель, столбиками без накида, столбиками с накидом, вязания по кругу. Дети учатся понимать схематичное изображение узора. Приобретя ручную умелость, они могут самостоятельно выбирать тему изделия, цвет, способы, технику выполнения и, следовательно, повышать уровень творчества в рамках художественной деятельности. Дошкольники учатся самостоятельно или под руководством педагога проектировать совместную деятельность по созданию вязаных изделий, выстраивать партнерские взаимоотношения, развивают социокультурный творческий опыт. Это способствует расширению кругозора, формированию у детей эстетического и художественного вкуса. В процессе изготовления вязаных поделок, развивается мелкая моторика. Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки к обучению в школе.
Цель: Формирование ручной умелости в процессе освоения приемов
вязания крючком
Задачи:
• Учить детей ручному вязанию с помощью крючка.
• Создать интерес к данному виду рукоделия.
• Учить понимать значимость рукоделия как вида искусства.
• Учить проявлять самостоятельность в выборе средств выразительности.
• Учить самоанализу и самооценке качества готовых изделий.
• Учить работать сосредоточенно, тщательно выполнять начатое дело.
1.История вязания
Один из самых популярных видов рукоделия — вязание – занимает в народном искусстве достойное место. Историки утверждают, что вязание придумали мужчины. Самыми искусными вязальщиками были арабы, которые 2000 лет назад умели вязать многоцветные узоры и знали уйму секретов ручного вязания. В XII веке вязать стали испанцы и итальянцы, а век спустя ряды вязальщиков пополнились французами, итальянцами, англичанами. В XVI веке вязание уже известно всей Европе. Техника вязания кружев крючком появилась в Европе предположительно в XVI веке как альтернатива дорогим шитым кружевам. Декоративные скатерти, покрывала, вывязанные крючком, появившись в крестьянской среде в середине XIX века, достигли своего расцвета в 40–х годах 20 столетия. В 1970-х годах мастерицы ограничиваются вязанием мелких изделий: салфеток, дорожек, прошивок. В 1980- 90-е годы возрождается вязание больших форм скатертей, покрывал.
Зауралье начало заселяться в середине XVII века. Поселенцы прибывали в Зауралье из Поморья, Кунгура, Казани, Тобольска и из Центральной России. И, вероятно, уже первые поселенцы могли привезти сюда образцы кружевных изделий.
В прошлом вязать на спицах должна была каждая сельская женщина. Девочки начинали обучаться вязанию в довольно раннем возрасте с 5-7 лет, а к 10-12 годам становились уже признанными мастерицами. С годами в народном искусстве сложились традиционные приемы и техника, которые передавались из поколения в поколение. Традиции были почти единственной школой художественного мастерства. Условных обозначений в старину не знали. Узоры держали в памяти, а рисунки вывязывали на узких образцах. Их одалживали соседкам, а те должны были в знак благодарности довязать какой-нибудь новый рисунок. Новый узор разбирали по образцу, вывязывая его несколько раз. Многие узоры пришли из традиционной вышивки и ткачества, Кружева пришивали к женскому белью, занавескам, подзорам на кровать, накидкам на подушки. Кружева сшивали и получали дорожки на комод диван (крепились на спинку), на тумбочку. Украшали кружевом полотенца для хлеба и под образа. С течением времени узоры совершенствовались и становились все более ажурными и нежными.
С развитием техники в помощь вязальщикам создаются специальные вязальные устройства. В 1589 г. появился первый ручной вязальный станок. Изобрел его в Англии помощник приходского священника Вильям Ли. Особенно большое развитие трикотажное производство получило в XX веке в результате научного прогресса, трикотажного машиностроения, демократизации моды и формы женской одежды, вызванных эмансипацией женщин.
В нашей стране история трикотажного производства начинается с середины XIX века, когда в 1855 г. в Санкт-Петербурге была основана первая трикотажная мануфактура. В 1870 г. появилась первая фабрика по выпуску трикотажа в Москве.
Разразившаяся в 1914 г. первая мировая война оказалась “благоприятным” моментом для трикотажной промышленности России. В начальный ее период трикотажная промышленность выросла примерно в 4 раза благодаря крупным заказам для армии, которую она снабжала свитерами и теплыми фуфайками.
В 30-е г. трикотажная промышленность в нашей стране стремительно развивалась, было построено много трикотажных предприятий, усовершенствованы техника и технология производства.
В 90-е г. наблюдается спад отечественного трикотажного производства, вызванного резкими изменениями в политическом и экономическом устройстве страны.
Однако уже во второй половине 90-х г. прошлого века намечается рост отечественного производства трикотажных издели
2.Организация рабочего места и техника безопасности
1. Свет должен падать на работу с левой стороны или сверху
2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
3. Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см.
4. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки
5. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице – небольшой корзинке или коробке, стоящей на полу с левой стороны
6. По окончании работы все инструменты надо убирать в рабочую коробку
7. Ставить утюг на подставку из огнеупорного материала
8. Включать и выключать утюг только сухими руками, держась за штепсельную вилку, не дергая шнур
9. Следить за исправностью шнура и за тем, чтобы он не касался подошвы горячего утюга
10. Правильно устанавливать положение терморегулятора
11. После окончания работы выключать утюг
3.Виды пряжи
Многообразие видов пряжи традиционных и самых необычных фактур и всевозможных цветов и оттенков поражает и восхищает как опытных рукодельниц, так и тех, кто мечтает заняться этим удивительным и захватывающим видом рукоделия. Основной источник сырья для изготовления пряжи – это природа. Благодаря новейшим разработкам в области химии удалось усовершенствовать и улучшить качество пряжи за счет добавок синтетических волокон, что увеличивает срок носки изделий из нее и значительно облегчает уход за ними.
Основным «поставщиком» шерсти была и остается овца. Разнообразие видов шерстяной пряжи объясняется разнообразием пород овец, а также климатическими условиями мест их обитания. Помимо овец шерсть, отличающуюся особой мягкостью, получают от лам. Шерсть согревает, поддерживает постоянную температуру, может впитывать достаточное количество влаги и оставаться при этом сухой на ощупь.
Элитную пряжу, мягкую и благородную, изготавливают из шерсти альпака и ламы, обитающих в суровом климате южно-американских Анд. Также ценную пряжу изготавливают из шерсти верблюдов. От ангорских кроликов получают мягчайшую ангорскую пряжу, а от ангорских коз – длинноворсовую мохеровую шерсть. Ценную кашмирскую шерсть получают от кашмирских коз, обитающих в восточной индии, Китае и Гималаях.
«Поставщиком» другого натурального сырья животного происхождения– шелкового волокна — является тутовый шелкопряд. При окукливании тутовый шелкопряд (бабочка) вырабатывает особый секрет, которым формирует кокон. При истечении определенного времени кокон размачивается и распускается тончайшей нитью.
Основное сырье для производства хлопчатобумажной пряжи – конечно же хлопок. Их него изготавливают приятную для тела пряжу, которая даже в самый жаркий день создает ощущение прохлады. Эта пряжа хорошо подается крашению и на свету не выгорает. В последнее время некоторые производители пряж предлагают так называемую экопряжу, для производства которой используют только экологически чистые, т.е. выращенные без пестицидов, хлопок и лен. Для окрашивания этой пряжи используют только натуральные красители.
Фасонная пряжа – это пряжа особого прядения, полученная в результате смешивания различных по цвету и качеству волокон, а также пряжа изготовленная по нескольким особым технологиям. Изделия из этой пряжи не нуждаются в особых узорах. Самые популярные виды фасонной пряжи – это букле, бахромчатая, лентовидная.
Пряжа букле — состоит из скрученных вместе гладкой и петельчатой нитей. Из этой пряжи получаются отличные пуловеры с «косами» или ирландскими узорами.
Бахромчая пряжа подкупает своей легкостью воздушностью. Из этой пряжи вяжут преимущественно лицевой гладью. Благодаря прихватыванию в процессе прядения отдельных длинных нитей или пучков коротких нитей бахромчатая пряжа имеет структуру меха.
Лентовидная пряжа – состоит из кругловязаных или плоских тканых нитей-лент, которые придают изделию интересный оптический эффект.
Курс 3.30. » Теория и методика преподавания учебного предмета в условиях реализации ФГОС ООО»
Курсы повышения квалификации: