СОЦИАЛЬНЫЙ АКТОР В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА: РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

«Социальный мир современности – это целая Вселенная,

постоянно меняющаяся, совершенствующаяся,

соответствующая своей эпохе, ее глубинному духу…»

Лоран Тевено

Современный социальный мир требует от человека максимального напряжения возможностей для достижения успеха. Перенасыщенность информацией, не всегда достоверной, пропагандируемые СМИ негативные архетипы коллективного бессознательного: удовлетворение основных инстинктов, полностью игнорируя духовную составляющую, превращают людей в вечный объект социальной гонки за престижной работой, деньгами, социальным положением, красивыми, модными вещами и т.п.

Кроме того, современная действительность отличается гетерогенностью. Отличия, составляющие данную гетерогенность, обладают собственными различиями, по ценности и значимости для судеб социального мира в целом. Именно в них быстро назревают и постоянно происходят какие-то изменения.

Термин «вызов» возник в научной среде относительно недавно: в «Постижении истории» Арнольда Тойнби, где он употребляется в значении значимого элемента основной структуры для развития цивилизации.  Он представляет собой механизм «Вызов – Ответ», однако без какого-либо конкретного объяснения данного термина. Дело в том, что сам вызов и является проблемой. И тут возникает следующий вопрос – что это за проблема и кого именно она беспокоит?

Для ответа на него необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Вызов – предельно важная и острая жизненно-актуальная проблема.
  2. Субъектом проблемы-вызова является человек. Хотя вызовы могут касаться и коллективных субъектов: общество, государство, народ и т.д.

У вызова есть две обязательных составляющих: истец – проблема, ответчик – личность, перед которой возникла данная проблема. Таким образом, главной составляющей проблемы-вызова является социальный актор – «действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других. Например, государство является главным политическим актором на поле политики и ведущим социальным актором в обществе» [1]. Актор – активный участник преобразований, движимый собственными мотивами и обладающий для этого соответствующим опытом. Акторы могут иметь неоднозначные мотивы, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с неопределённостью последствий совместных преобразований.

Однако, под термином актор не всегда рассматривалась человеческая личность. Например, во французской социологической традиции под этим термином подразумевался своего рода «социальный автомат», действующий помимо своей воли.

Лишь впоследствии, в частности Лоран Тевено, исследователи стали воспринимать акторов всерьез, делая объектом исследований логику их поступков. Система данного восприятия присуща сторонникам направления – социология действия.

В настоящее время субъект действия вообще приобрел черты многоликости: использование различных поведенческих логик, способность к мобилизации даже противоположных черт личности, выступление в различных социальных ролях и проч. [2]. Поэтому нельзя игнорировать такую движущую силу, как личная социальная активность личность. Потому что это может привести к фатальным негативным последствиям в обществе в целом.

Если на вызов не происходит своевременного ответа, то он превращается в угрозу, т.е. кризис. «Сказанное можно представить и таким образом: вызов заставляет приспосабливаться к изменениям, искать и находить (изобретать) что-то новое» [1]. В этом заключается глубинная суть человеческой адаптации. Либо, исходя из философско-социального бытия, приходим к следующему выводу – вызов современности представляет собой современность вызовов. Именно вызовы становятся своеобразным барьером на пути движения человечества в будущее.

Вывод. Посредством вызова у человечества возникают коммуникативные инициативы и возникает один из важнейших ресурсов социального конструирования – ресурс воображения. Для этого достаточно вспомнить лозунг французских студентов образца 1968 года: «Будьте реалистами — требуйте невозможного!» [3]. Именно воображение и напрямую связанные с ним творчество и инициативность являются необходимыми составляющими для развития всего социального мира.

Список литературы:

  1. Гречко, П. К. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / П. К. Гречко, Е. М. Курмелева. – Екатеринбург : УрФУ, 2009. – 228 с.
  2. Словарь историка / Под ред. Н. Оффенштадта при участии Г. Дюфо и Э. Мазюреля; пер. с фр. Л. А. Пименовой. – М. : Российская политическая энциклопедия(РОССПЭН), 2011. – 222 с.
  3. Тойнби, А. Постижние истории / А. Тойнби. – Москва : Спутник, 2017. – 398 с.

 

Курс №1.38. Практическая деятельность преподавателя высшей школы (5 модулей)

5

Добавить комментарий