Творческое развитие ученика через приобщение к русской культуре

Творческое развитие ученика через приобщение к русской культуре

Полуэктова 1

Оглавление:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть:
  • нравственно-патриотическое воспитание в ДШИ;
  • формы и методы нравственно-патриотического воспитания в классе преподавателя Полуэктовой В.Н.
  • произведения П.И. Чайковского, как образец нравственно-патриотического воспитания;
  • тема Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании.
  • Заключение.
  1. Использованная литература.

I

 

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке.

Музыкальная педагогика сегодня, как никогда, богата инновациями

методического, информационного, психологического характера. Но, вместе

с тем, нельзя забывать о традициях, на которых основывается любой  педагогический процесс. Воспитание патриотизма всегда было одной из основополагающих задач педагогики в нашей стране. Сейчас пришло время «собирать камни» и взращивать в душах наших детей высокое чувство любви к Родине.

 

II

 

В нашей школе искусств ведется большая работа по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся. Мы, конечно, ставим в приоритет развитие в каждом из обучающихся высоконравственной, интеллектуальной, духовно развитой личности, знающей и уважающей историю и культуру своей Отчизны. Развитие такой личности школа видит и осуществляет через познание искусства. Нельзя представить русскую литературу без Л.В.Толстого, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С. Есенина и др. Так и русское музыкальное искусство имеет своих выдающихся художников и известных всему миру русских композиторов. Их жизнь и творчество уже являются для наших учащихся ярчайшими примерами любви к Родине, ее истории и культуре.

История русского народа объединила воедино музыкальное искусство и литературу. Каждый ребенок, обучаясь в школе искусств,  тесно соприкасается с событиями прошлого России и переживает их, изучая такие оперы как «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Война и мир» Прокофьева, «Евгений Онегин» П.Чайковского и еще многие другие…

Русская классическая музыка обладает замечательными достоинствами – создает в произведениях глубокий образ героев, тонко передавая их душевные состояния; способна вызывать у слушателей радость и боль за происходящие события; самобытна в богатстве русских традиций и фольклора русского народа. Таким образом, дети с душой проникаются историей Отечества.

В полотнах И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.Е. Репина, К.П. Брюлова и др. художников каждый ребенок учится видеть красоту родной природы и изучает быт русского народа.

Памятными для учащихся остаются мероприятия, которые реализуются через  школьный творческий  проект «Изучаем патриотическую тему». Ранее, в течение трёх лет,  учащиеся с огромным интересом принимали участие в разработке и реализации общешкольного проекта «Всё о марше», подбирая и исполняя музыкальный материал сольно или в ансамблях. Ежегодные концерты и выставки, посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества» хранят память и гордость героического прошлого нашей страны.

В школе живёт многолетняя традиция проводить праздничные концерты ко Дню матери, Дню пожилого человека,  Дню семьи. Всех их объединяет атмосфера тепла, добра и радости.

П.И. Чайковский: «…отчего прогулка летом в России, в деревне,  по полям…, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении и наплыва от любви к природе. От тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревни вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский, родимый пейзаж». Это  яркое высказывание

П.И. Чайковского послужило мне и моим ученикам  замечательной иллюстрацией на тему патриотизма, которое, в том числе, помогло увлечь учеников предстоящей работой над произведениями композитора.

Практическим примером является мой  личный опыт индивидуальной работы в классе специального фортепиано над циклом П.И. Чайковского «50 русских народных песен» для ансамбля в 4 руки. Эти произведения, как и сама биография композитора, богатейшим образом раскрывает тему патриотизма в русской музыке. Известно, каким был патриотом Чайковский. В литературном наследии композитора можно найти множество свидетельств его любви к России. В одном из писем к Н.Ф. фон Мекк, из Вены,  композитор признается: «Вы пишете, что лучше всего вернуться в Россию. Еще бы! Я люблю путешествовать в виде отдыха за границу; это величайшее удовольствие. Но жить можно только в России, и только живя вне ее, постигаешь всю силу своей любви к нашей милой, несмотря на все ее недостатки, родине».

Важность патриотического воспитания на уроках фортепиано объясняется тем, что основы нравственности  здесь закрепляются путём глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся посредством исполняемой музыки. На своих уроках я, прежде всего, знакомлю учеников с русским музыкальным искусством. Именно «от родного порога» (Б. М. Неменский), от родных тем, образов, интонаций придёт ребенок в мир большой музыки. Знакомство с обычаями и традициями русского народа, музыкой русской православной церкви, шедеврами русской классической и современной музыки позволяет формировать у обучающихся  бережное отношение к культуре и искусству своего народа, толерантность в восприятии музыкальной культуры мира.

Мой многолетний опыт побудил меня разработать методический материал по известнейшему в мировой фортепианной литературе сборнику П.И. Чайковского «Детский альбом».

Ценность этого сборника состоит не только в том, что там представлен разнообразный детский музыкальный материал, но и в том, что большинство сюжетов взято из жизни русского народа: здесь много бытовых сцен, картинок и ситуаций («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Русская песня»).

С учениками старших классов я обязательно изучаю музыкальный материал из цикла «Времена года»  П.И. Чайковского. «Времена года»  – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<…> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Ученикам эти образы понятны и доступны. На этих произведениях учимся ценить окружающий мир.

Среди учеников своего класса я провела мониторинг по вопросу, как они понимают  слово патриотизм  и получила следующие ответы:

  • любовь и уважение к Родине, к месту, где ты родился;
  • гордость за свою страну;
  • труд и учение во благо своей страны;
  • забота о людях.

Нельзя не любить землю, на которой ты живешь — основная мысль русских композиторов, воспевающих красоту родной природы: «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, фрагменты симфоний П. Чайковского, романсы М. Глинки, Н. Римского-Корсакова…

Отдельной темой стоит героизм людей в годы Великой Отечественной войны — яркая страница истории, о которой нельзя забывать. С огромным удовольствием ребята исполняют, слушают музыку того времени и учатся понимать и помнить историческое прошлое. Мы проводим музыкальные классные часы на темы: «История старых фотографий», «Мои родные в той войне…», «Мы помним всё». На примере музыки военных лет учащиеся рассуждают о героизме, подвиге, бесстрашии человеческого духа. Существует  целый ряд фортепианных переложений  известных фронтовых песен таких как «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь…», «В прифронтовом лесу», «Огонек», «Эх, дороги…»,  «Землянка», «Священная война», «Катюша», «Смуглянка». Данные переложения можно найти во многих сборниках, они по сложности изложения доступны для учеников разных классов, начиная с третьего и интересны для домашнего музицирования.

III

Творческое развитие ученика требует приобщения к собственной культуре и через понимание места российской культуры в мировом социокультурном процессе – приобщения к культуре человечества. Поэтому подлинную сущность своей профессии и цель своей работы я вижу в воспитании учеников, которые будут не равнодушны к своей Отчизне и служить культуре Отчизны.

IV

Список литературы:

  1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение  1999.130.С.
  2. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений – Москва, 1991.  309.С.

3.Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.

  1. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.
  2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.
  3. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с.
  4. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.

 

Курс 1.41. «Современные формы и технологии культурной и просветительской деятельности»

0

Автор публикации

не в сети 3 года

poluektova5454@mail.ru

0
автор
flagРоссия. Город: Ульяновск
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 15-03-2021
poluektova5454@mail.ru

автор

Добавить комментарий