Методический доклад:Развитие творческого мышления обучающихся на занятиях производственного обучения

Введение
В условиях рыночной экономики торговле необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала студенческой молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеучебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.
На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей студентов происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Студенты, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.
Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Поэтому важными задачам и современного образования являются социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение одарённых студентов для сохранения в дальнейшем их выдающихся качеств. Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.
Конкурентоспособность специалиста это:
• компетентность и профессиональная мобильность;
• целеустремленность и уверенность в своих силах;
• предприимчивость и деловитость;
• эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался».

Постановка и обоснование проблемы

На сегодняшний день задача формирования готовности обучающихся к развитию творческих способностей является актуальной для мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Творческое отношение к труду – это то стремление внести в работу свое оригинальное, разумный отход от изживших себя стандартов и стереотипов, постоянный настрой на поиск нового совершенного, делающего работу более качественной, красивой, легкой, доставляющей удовлетворение.
Обучающихся особенно привлекает теоретическая сторона работы, возможность проявить свою инициативу, а не просто выполнять полезную работу только по указанию мастера.
Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:
-обучение на уровне требований передовой техники производства;
-обучение на основе производительного труда;
-наглядность обучения;
-систематичность и последовательность в обучении;
-доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
-прочность усвоения знаний и навыков.
В связи с условиями рыночной экономики возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности обучающихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.

Анализ применяемых приемов и их влияние на повышение качества обучения и воспитания обучающихся

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучающегося и предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. Существует много способов побуждения обучающихся к творчеству – это и составление кроссвордов и контролирующие и обучающие карточки, схемы выставки творческих работ и конкурсы профессионального мастерства.
При этом я ставлю новые задачи:
-создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;
-стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
-оценка деятельности не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
-поощрение стремления находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
-создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения.
В технологиях, основанных на коллективном способе, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест обучающихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
-развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
-актуализируются полученные опыт и знания;
-каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
-повышается ответственность за результат коллективной работы;
-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.
Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала обучающихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному обучающемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп обучающихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
Самостоятельная работа всегда творчество. Такую работу учащиеся выполняют без моего непосредственного участия, но под моим руководством и контролем. Например, обучающимся дается задание вывести результат инвентаризации, пользуясь методом коллективной мыследеятельности. Для решения этого задания обучающиеся сами создают новые способы запоминания, которые позволяют запомнить быстро, легко, прочно и много.

Изложение материала, подтверждающего эффективность применяемых приемов

Проведя опрос студентов обучающихся по профессии 38.01.02 «Продавец, контролёр-кассир» была выявлена следующая информация: на вопрос «Как Вы оцениваете использование компьютерной техники на занятиях производственного обучения?»
Приблизительно 92% – это интересно, познавательно, развивает самостоятельность.
Приблизительно 8% – затрудняются ответить.

Научно-обоснованные выводы и рекомендации

Творческое отношение к труду, к деятельности вообще можно сформулировать только в процессе выполнения работы творческого характера. Поэтому необходимо, чтобы мастер всегда помнил об этом и как можно чаще ставил обучающихся в такие условия, при которых они могли бы систематически решать задачи творческого характера, проявлять свои творческие способности и возможности. Воспитывая у обучающихся творческое отношение к труду, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания ни одной, даже маленькой, попытки внести в труд свое, оригинальное. Не беда, если предложение обучающегося нереально и его нельзя применить на практике. Главное, создать условия, чтобы они стремились творить, созидать, развиваться.
Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции, развивать воображение и обучить знаниям разного содержания.
Творчеству нельзя научить, но можно воспитать в студентах такие качества, как честность, предприимчивость и другие качества, которые создадут условия для самовоспитания человека, как личность.

Литературные источники

1. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных дисциплин. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2010.
2. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 2009.
3. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2011.
4. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа (методические рекомендации), Мозырь, 2012.
5. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 2010 г
6. Под редакцией Ю.А. Якубы. Справочник мастера производственного обучения. Москва, 2013.

Курс 3.24. Практическая педагогика и психология производственного обучения (700 -350 часов)

Курсы повышения квалификации:

 


5

Добавить комментарий