План конспект
В классе хореографии
По предмету : Классический танец
«Особенности работы концертмейстера в классе хореографии классического танца»
________________________________________
Цель урока: показ особенностей работы концертмейстера в классе классического танца.
Задачи урока (концертмейстер):
• Развитие музыкального восприятия метро-ритма;
• Ритмичное исполнение движений под музыку;
• Повысить интереса учащихся к музыке, развитие эмоционального восприятия.
План урока
1. Выход
2. Приветствие гостей (поклон)
3. Выступление учащихся.
Выход учащихся.
Как правило дети выстраиваются в ряд , и ждут вступление preparation , выходят музыкальным шагом. Музыкальный размер 3/4. Я использую А. Грибоедов Вальс E-dur. То же произведение использую и на выход, после окончания урока.
Экзерсис у станка:
– Plie – размер 4/4, 3/4; музыка плавная, мягкая, темп – moderato или adagio. Для данного упражнения хорошо подходит Вальс из балета «Коппелия» Л. Делиба. Либо , как иногда и я пользуюсь учебником нотной литературы Н. Новицкая Largo
– Battements tendus – размер 2/4; характер музыки – четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Пользуюсь учебником нотной литературы Н. Новицкая, Р.Глиэр
– Battements tendus jetes – размер 2/4; темп – allegro, четкий ритмический рисунок (по возможности, синкопированный), ударение на слабую долю. Пользуюсь учебником нотной литературы Н. Новицкая, П. Асафьев
– Rond de jambe par terre – размер 2/4, 4/4, 3/4; характер мелодии – плавный, темп – andante.
– Battements fondues – размер 2/4 ,3/4 , 4/4; характер мелодии плавный, темпы – adagio, largo и andante. Сб.Н.Новицкая
– Battements frappes – размер 2/4; темп – allegro, четкий и мелкий ритм.
Вариации Зигфрида из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
– Grant battements jetes – размер 2/4, 3/4; характер музыкального фрагмента – бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato. На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок играет немаловажную роль. Необходимы акценты на сильную долю
Концертмейстеру хореографического коллектива следует помнить и о поклоне. Он выполняется в начале и конце занятий. Это организует и подготавливает учащихся к уроку. Поэтому музыка для поклона должна соответствовать не только характеру движений, но и обладать музыкальной выразительностью. Работая в классе хореографии, пианист-концертмейстер не должен забывать, что перед каждым упражнением учащиеся выполняют короткое движение – preparation, т.е. подготовка, приготовление к исполнению последующего упражнения. Для того, чтобы музыкально сориентировать детей, для preparation я использую последние 2-4 такта пьесы в зависимости от длины preparation . Это помогает показать характер мелодии, ее темп и подготовить учащихся к правильному исполнению движений последующего упражнения.
Экзерсис на середине зала:
Характер музыкального исполнения концертмейстером остается такой же , размер и ритм изменяется в том случае, если хореограф меняет композицию добавляя или изменяя комбинацию.
– Plie – размер 4/4, 3/4; что на середине или у станка характер не меняется музыка плавная, мягкая, темп – moderato или adagio. Для данного упражнения хорошо подходит Д. Степанинов «ноктюрн»
– Battements tendus – размер 2/4; характер музыки – четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Отрывок из балета «Лебединое озеро»
– Battements tendus jetes – размер 2/4; темп – allegro, четкий ритмический рисунок (по возможности, синкопированный), ударение на слабую долю. Отрывок из балета «Жизель»
– Rond de jambe par terre – размер 2/4, 4/4, 3/4; характер мелодии – плавный, темп – andante. «Вальс» A dur Ф.Шопен
– Battements fondues – размер 2/4 ,3/4 , 4/4; характер мелодии плавный, темпы – adagio, largo и andante. Сб.Н.Новицкая
– Battements frappes – размер 2/4; темп – allegro, четкий и мелкий ритм.
Вариации Зигфрида из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
– Devoluepe – размер 4/4 , 3/4 а так же исходя из фактуры произведения можно и учащихся класса (например 3 год обучения) можно и применить произведение на размер 2 /4 . В Моем случае (так как старшие классы) исполняю произведение из к/ф «Овод» С. Шостакович
– Grant battements jetes – размер 2/4, 3/4; характер музыкального фрагмента – бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato. На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок играет немаловажную роль. Необходимы акценты на сильную долю.
Концертмейстеров хореографии классического танца не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои характерные требования, которые приходиться постигать на практике.
Я подготовила план-конспект , который возможно поможет многим начинающим концертмейстерам хореографии. Нотной литературы а так же литературы для концертмейстеров хореографии практически отсутствует . И нам остается только одно, делится своим опытом , умением и навыками.
Освоение музыкальной специфики возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.
1: _я изучила (и продолжаю изучать, так как у танцоров «единый» язык танца – французский). Основную танцевальную терминологию, чтобы знать – о каком упражнении идет речь. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.
2. мне необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению.
3. концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, четко осознаю, что вся музыка в ногах танцора. И поэтому надо четка и качественно , не «долбя» по клавишам помогать хореографу почувствовать характер исполнения комбинации. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процессе творчества.
Музыкальное сопровождение прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике и жанре.
А так же, музыкальное сопровождение урока в значительной мере зависит и от возрастных особенностей учащихся. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление. Поэтому для них подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, ясной фактурой.
Не секрет, что в последние годы очень многие духовные ценности нашего общества обесценились. Поэтому при подборе музыкального материала именно классического танца я ставлю перед собой задачу , чтобы дети полюбили именно классический танец.
ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку.
Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.
Курсы и переподготовка для работников, специалистов всех сфер и форм образования, НПО, СПО, ВПО
Курсы повышения квалификации: