Народные песни и танцы занимают значительное место в музыкальной культуре нашего народа в его повседневной жизни. Для их сопровождения применяются различные музыкальные инструменты, но особое место по праву занимает баян, который широко используется как сольный, ансамблевый, оркестровый инструмент, очень популярен как аккомпанирующий инструмент. Поэтому специальность баяниста получила широкое распространение в концертмейстерской работе и в коллективах народной песни занимает почетное место.
Кто такой концертмейстер. Часто концертмейстера называют аккомпаниатором, что значит в переводе «сопровождать». Аккомпаниатор – музыкант, играющий партию сопровождения солисту или солистам на эстраде, создает ритмическую и гармоническую опору. Концертмейстер – это музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и играть им сопровождение на репетициях и концертах. Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с детским контингентом носят педагогический характер, поскольку они заключаются в разучивании нового учебного материала. Эта сторона концертмейстерской работы требует от музыканта помимо исполнительских искусств также педагогического чутья и такта.
В деятельности концертмейстера в ансамбле народной песни объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму народного произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Специфика игры концертмейстера в том, что он должен найти смысл и удовольствие, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем участником второплановым. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств — внимание, мобильность, быстрота и активность реакции, воля и самообладание
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Невозможно стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике часто бывают ситуации, когда у концертмейстера нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От него требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.
Прежде чем начать аккомпанировать с листа концертмейстер должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа.
Приступая к игре, концертмейстер должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1-2 такта, чтобы реальное звучание шло как бы вслед за зрительным и внутренним слуховым восприятием нотного текста. Фактически воплощение только что прочитанного текста происходит как бы по памяти, ибо внимание все время должно быть сосредоточено на дальнейшем. Не случайно опытный концертмейстер переворачивает страницу за один или два такта до того, как она доиграна до конца. При чтении нот с листа исполнитель должен настолько хорошо ориентироваться в клавиатуре.
При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем, чтобы довести эти умения до автоматизма. Однако чтение с листа не тождественно разбору произведения, ибо означает вполне художественное исполнение сразу, без подготовки. Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей. Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании; необходимо хорошо ориентироваться в музыкальной форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом материале. Тогда открывается возможность читать текст не «нота за нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, так же, как протекает и процесс чтения словесного текста.
При комплексном подходе к прочтению нового музыкального текста главной задачей является правильное расчленение текста на комплексы звуков, образующих в совокупности осмысленное сочетание. Единовременный охват таких сопряженных звуков вызывает слуховое представление, которое закрепляется в музыкальной памяти. Накопление в памяти слуховых представлений в дальнейшем ускоряет процесс чтения с листа.
Для чтения нотного текста, изложенного на трех и более нотных станах, быстрое определение гармонической основы составляет необходимое требование.
Для хорошей ориентировки в нотном тексте должен выработать комплексное восприятие и в отношении мелодических связей. Мелодическое движение быстро воспринимается, если ноты мысленно группируются в соответствии с их музыкально-смысловой принадлежностью.
При чтении аккомпанемента с листа, помимо умения расчленить фактуру сочинения на составные гармонические и мелодические комплексы, важно ощутить характерность, присущую народным стилям.
Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Для успешного аккомпанемента в транспорте концертмейстер должен хорошо усвоить курс гармонии и иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на инструменте в различных тональностях. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности.
При транспонировании знакомого уже произведения, как и при чтении с листа важно, прежде чем начать игру, отчетливо представить себе звучание произведения (хотя бы в основной тональности), внутреннюю логическую схему его развития, линию мелодико-гармонического движения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды (на клавиатуре). Нужно видеть и слышать не отдельные изолированные звуки, а их комплексы, гармонический смысл, функцию аккордов.
Моя работа концертмейстера предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование аккомпанемента при повторении куплетов и т.д.. Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой. Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае я создаю собственный вариант фактуры, что требует самостоятельных музыкально-творческих действий.
Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого сопровождения должно отражать два главных показателя мелодии – ее жанр и характер.
Курс 1.41. «Современные формы и технологии культурной и просветительской деятельности»
Курс 1.33.Музыкальная психология и педагогика музыкального образования в рамках ФГОС