Корчмит Лидия Павловна.
Разработка занятия «Театральное моделирование» по техниках А. Кипниса и Плейбек – театра для учащихся 7 х классов средних школ.
В своей статье я представлю разработку авторского занятия занятия «Театральное моделирование» по техниках А. Кипниса и Плейбек – театра для учащихся 7 х классов средних школ.
Театральное мастерство в современном мире является одним из сильных эмоциональных видов искусств. С самого детства, человек ищет свой образ, моделирует самого себя. Во многих детских садах театральное моделирование, разыгрывание сценок является одним из самых важных в эстетическом и эмоциональном развитии дошкольников. Как писал Б. Д. Эльконин [4], « сюжетно – ролевая игра», которую мы и моделируем через проигрывание содержательных сюжетных сценок и есть одним из важных новообразований старшего дошкольного возраста, которое и формирует переход к последующей социализации ребенка в школе, выработке мотивации к самостоятельному обучению, занятию позиции « ученика». Хорошо, когда в школе есть театр и искренно увлекающий им педагог. Но, зачастую, такой возможности в школах нет.
А потребность в творческом самовыражении возникает у ребят не только в младшей школе, подросткам также необходимо выражать себя, находить собственные позитивные и негативные стороны, узнавать, какой я – для зрителей.
Однако, театр – это не только импровизация и не следование содержанию. Это – долгая и упорная работа над раскрытием собственных эмоций и передача состояний. Обучение театральному мастерству несет такие важные для подростков возможности как:
— способность к самораскрытию и выражение своего я ( увы, многие подростки уходят в «личные миры», о чем пишет А. Венгер[1], и им существенно не хватает мест и возможностей для безопасного самораскрытия. Кроме того, астероидным подросткам как раз не хватает « зрителей» и « сцены»;
— способность к совместному проживанию ситуаций ( можно использовать для работы с « проблемным» коллективом или при знакомстве нового классного руководителя со своим классом);
— способность к раскрытию мимических и телесных проявлений детей и подростков;
При разработке данного занятия мы использовали книгу М. Кипниса « Более 100 игр, упражнений и этюдов, актерский тренинг»[ 2]. М. Кипнис – — педагог, театральный режиссер, психолог. Автор методики интерактивного театра, получившей название «Драма. Импровизация. Дилемма. Занимается исследованием, разработкой и практическим применением нестандартных и активных методик в неформальном образовании, групповой работе, тренингах личностного роста и специализированных семинарах.
В последние 10 лет написал и издал полтора десятка книг ,серии авторских тренингов по актерскому мастерству. Данная книга, с которой мы будем работать, содержит упражнения, которые по своей стилистике, ориентированные на подростков, а также – бесценные упражнения по актерскому мастерству в разных содержательных аспектах.
Плейбек – театр – форма театральной импровизации, которая появилась в США в США в 1975. Ее создателями является Джонатан Фокс и Джо Салас. Основой работы в плейбек – театре является рассказывание историй зрителями и их телесное и эмоциональное отражение актерами театра. Из данной формы я взяла такие упражнения как упражнения, направленные на работу с телом и групповое проживание « Жидкая скульптура», а также упражнения на эмоциональное прочувствование пространства. За основу обучения плейбек – мастерству, мной положен текст книги Д. Саласа «Играем реальную жизнь в плейбек – театре»[3].
Итак, мы видим, что при обучения театральному мастерству, педагогом, проводящим занятие должны учитываться три компонета:
1. Телесный | Тренинги движений, самораскрытия, звуковое самовыражение. |
2. Эмоциональный | Усиление всевозможных импровизаций на заданные темы, эмоциональное проигрывание ситуации, отражение актерами основных человеческих эмоций и обучение этому. |
3. Социальный | Работа с такими формами как групповая импровизация, представление « театральной труппы», сближение «актеров» через психологические « упражнения – активаторы» и упражнения « эмоционального раскрытия». |
При проведении занятия по «Театральному» моделированию, педагогу лучше занять позицию ближайшего наставника, взрослого. Его речь должна быть понятна, а язык – прост и интересен. Важно также – обратить внимание на возрастные новообразования учащихся и рассмотреть подбор упражнения с этой точки зрения.
Итак, к описанию занятия.
Тема: Способы и приемы взаимодействия в театральном мастерстве
( работа с техниками – Плейбек – театр, актерская импровизация, авторский тренинг импровизации А. Кипниса)
Форма: занятие с элементами тренинга.
Цель: разнообразить для участников способы личного и группового взаимодействия, оценить выбираемые стратегии
Задачи:
- Рассмотреть механизм актерского тренинга как личного самораскрытия в группе получить об этом психологические знания.
- Обнаружить сложности и трудности в выполнении заданий актерского тренинга и обсудить их с тренером
3.Оценить механизм актерского тренинга как личного инструмента самораскрытия в разнообразных ситуациях
Практическая часть: представлена упражнениями в микрогруппах
Теоретическая часть: представлена обсуждениями результатов
Практическая часть:
Работа проводится в малых группах. Каждая группа готовит выступление, цель которого отразить в нем задачу ведущего. После презентации оценивается степень эффективности воздействия, адекватность выбранных слагаемых убеждающего воздействия.
Продолжительность занятия: 90 минут
Возрастная группа: учащиеся 7 классов со средним и высоким уровнем фрустрации достижения
Структура занятия с элементами тренинга
Слова педагога :
Добрый день. Сегодня мы с вами попробуем изучить работу актеров, не ту, которую мы видим на публике, а работу, которую актер проводит самостоятельно, для того, чтобы войти в роль и показать зрителям собственные эмоции.
Прошу вас настроится на работу. В конце занятия, мы обсудим, получилось ли у нас стать настоящими актерами.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие (2-3 мин). ( Если участники незнакомы между собой, лучше провести упражнения на знакомства, например « Снежный ком»).
Слова педагога :
— А теперь – давайте проверим – как это – делиться с публикой своими эмоциями?
Процедура: дается упражнение «Хвостики». Участники тренинга должны подойти друг к другу, развернуться лицом, договориться, кто будет « ведущим, а кто – ведомым и — поочередно представить у себя за спиной по теплые» ( например, пушистые беличьи хвостики), проговорив свои ощущения ( ощущениями делятся « ведомые» ребята), а затем хвостики – острые, представленные крокодильими или драконьими.
Вопросы ведущего:
— Какой из «хвостиков» заставил вашего соседа улыбнуться?
— Какой из «хвостиков» заставил вашего соседа отступить назад?
— Почувствовали ли вы, с каким «хвостиком» к вам шел ваш сосед?
Трудность задания, выделенная в процессе его проведения:
— трудность с представлением «хвостика» у учащихся, излишняя рациональность;
— трудность распознавания реакции соседа ( присуща участникам с выраженной фрустрацией достижения высокого уровня)
Вопрос к обсуждению:
— Заметили ли вы, что в некоторых парах, мы больше «думали за другого», чем чувствовали? В чем может быть основная трудность в определении себя?
Слова ведущего:
— Теперь, давайте перейдем к следующему упражнению, которое поможет нам чувствовать себя и понимать других.
Разминка/ основная часть
1.Изучение собственного «я»:
Упражнение 1:Ходьба плюс…
«Ходьба плюс…» — это цикл заданий и упражнений, которые особенно хороши на этапе физического разогрева и знакомства с группой. Темп проведения этих упражнений остается постоянно высоким.
В группе незнакомых между собой людей «ходьба плюс» дает возможность снять неизбежные при встрече с новыми людьми в новой обстановке напряжение, стеснение и эмоциональный зажим. Организация множества «блицконтак-тов», спонтанное «перемешивание» участников на площадке помогают психофизической адаптации, а проще сказать, делают каждого частью общего веселого и целенаправленного движения, рушат китайские стены отчуждения.
Варианты ходьбы — плюс:
1.«ВОЗДУХ!»
Просим группу расположиться в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» актеры пытаются сделать свое тело максимально «эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда — «КАМЕНЬ!» — требует от группы и каждого участника тренинга застыть в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело.
2.«ВСТРЕЧА»
Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми…
Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка — остановка на зрительный контакт — и вновь движение к следующей встрече. Приостановились — взгляд — движение.
- ВНУТРЕННЕЕ ЗРЕНИЕ»
Ходьба. По команде «Фриз!» — немедленная остановка. Мы будто «замораживаемся», ведь в переводе с английского «freeze» — «заморозиться, застыть на месте». Закроем глаза. Представим себя сейчас со стороны.
В каком я положении по отношению к другим участникам? К стенам комнаты? К окну? Входной двери?
Увидьте себя как бы «третьим глазом». Пусть это внутреннее зрение подскажет вам, в какой позе застала вас команда «Фриз!» <…> Вновь движение, и снова команда «Фриз!»: остановка — закрыли глаза — внутреннее видение…
- «ХОДЬБА ПЛЮС – присвоение – отдача предметов ( плейбек – техника)
Быстрая ходьба. По ходу движения ведущий называет разнообразные объекты, цвета, людей… Задание: услышав слова ведущего, как можно быстрее добежать и мысленно дотронуться до названного объекта (цвета, человека…).
— Пол! <…> Окно! <…> Черный цвет! <…> (Дотронуться можно до любого предмета черного цвета: собственной одежды, ботинок соседа или ножек стула. Главное — сделать это максимально быстро.)
— Металлический предмет! <…> Блондинка! <…> Парень в клетчатой рубашке! <…>
…Успокоили дыхание !
Теперь – возвращаем « присвоенное обратно» — медленная ходьба.
Обсуждение упражнения.
Вопросы ведущего:
— Легко ли было менять положение своего тела?
— Как проще двигаться – отдельно или встречаясь с кем –то глазами?
— Быстро или медленно?
— Легче всего «брать» предметы в комнате или их « отдавать».
Обсуждение стратегии взаимодействия с людьми.
Выделенные трудности: быстрота учащихся, особенно с яркой тенденцией фрустрации достижения, стремление « быть правильным, правильно выполнять задание».
Обсуждение данных стратегий.
Упражнение 2 «Знакомство с собственным телом ( плейбек – упражнение)
Слова ведущего:
— Вероятно, мы для самих себя знаем, что мы – целостные люди. Но нам не всегда удается включить свое тело в сто процентный контакт с миром. для этого мы просто должны – познакомиться с ним.
Давайте начнем с нашего лица. Попробуйте нахмуриться или расслабить лицо. Что могут ваши брови? Попробуйте поднять их и опустить, « увести чуть за угол», попробуйте приподнять зрачки, опустить их, округлить глаза и сузить их. Теперь, попробуйте сделать это с губами.
Изучите возможности вашей головы, вашей щее и попробуйте задержаться на тех состояниях, которые вам наиболее приятны.
( медленно проходим состояния всего тело, до кончиков пальцев ног)
Вопросы ведущего:
— Понравилось ли вам знакомство с вашим телом?
— Какие части были «тяжелыми», а какие «легкими»?
— Какими частями тела вы больше всего взаимодействуете с людьми?
— Чем может быть полезно такое «знакомство»?
Упражнение 3.«ДЖИБРИШ»
Суть данного упражнения – воспроизведение сценки на «тарабарском языке», так, чтобы зритель понял замысел авторов.
Данное упражнение выполняется в небольших группах.
Джибриш — это звукоизвлечение, некая абракадабра, тарабарщина, отдаленно напоминающая собой язык. В принципе джибришу по желанию можно придать мелодику и фонетические особенности любого языка. Можно попытаться «говорить» «по-итальянски», «по-французски», «по-немецки»… А можно не оставлять языку ни его географическую, ни национальную особенности, а ограничиться лишь эмоциональной окраской речи. Тогда на джибрише можно и ссориться, и объясняться в любви, и читать доклады, и декламировать стихи…
Объяснив особенности джибриша, просим актеров группами по два-три человека выходить на площадку. Каждая группа получает свой сюжет, некую конфликтную ситуацию или место, где разворачивается действие. Задание дается на карточке — зрители не должны знать заранее о содержании сцены. После этого актеры без подготовки играют сцену на джибриш, а зрители пытаются догадаться, в чем был смысл задания и справились ли с ним участники. В обсуждении обращаем внимание на то, что именно мимика, жест, интонационная выразительность оказались в этом упражнении единственными смыслообразующими элементами. Звуковой образ текста наполнился «сыгранным» актерами смыслом.
Вопросы ведущего:
— Понравилось ли вам данное упражнение?
— Что в нем было особенно трудным?
— Какая группа отыграла задание лучше всего и почему?
Выделенные трудности: соорганизация группового действия, попытка «правильного» действия. В процессе групповой работы, по замечаниям ведущего, большая часть участников отыгрывает задание формально, ведущий несколько раз возвращает участников к задаче – отразить в сценке определенный процесс.
Данная трудность фиксируется ведущим как прективная идентификация того, что другой может и должен понять то, что я презентую.
Обсуждение результатов представления сценок.
Важность – ракурс участников тренинга на том, что у них получилось.
Упражнение 4 «Атмосфера»
Слова ведущего:
— Сегодня мы увидели, что наш актерский тренинг был еще местами тяжел для нас, так как в нем не всегда удавалось отражать свои чувства и эмоции как настоящим актерам.
Давайте попробуем выполнить еще одно упражнение, которое называется «Атмосфера»
Для этого — выберите атмосферу, которая наполнит пространство вокруг вас. Она неторопливо сменяет предыдущую атмосферу и окутывает вас. Побудьте в ней. Почувствуйте себя в ней… Сделайте легкое движение в гармонии с ней… Подвигайтесь… Какие ощущения в теле возникают? Что с вашим дыханием? Какие образы возникают теперь» ( индивидуальное упражнение до 3х минут.
Слова ведущего:
» А теперь разбейтесь на две группы. Первая группа выбирает атмосферу и погружается в нее. Не надо обсуждать, кто как будет действовать, просто почувствуйте себя в выбранной атмосфере. Начинайте движения, созвучные атмосфере. Другая группа пытается «увидеть» созданную атмосферу Затем группы меняются».
(Участники могут принимать и статичные позы. Каждый работает самостоятельно, может использовать любые звуки, шорохи, все, кроме слов. Главное, чтобы все, что делается, было для участников (для каждого отдельно) созвучно общей атмосфере).
Задача данного упражнения в том, чтобы участники смогли прожить и отразить собственные чувства в групповой самопрезентации.
Выделенные трудности: трудность с « принятием и проживанием определенной атмосферы».
Вопросы ведущего:
— Понравилось ли вам данное задание?
— Удалось ли «чувствовать» атмосферы, которые вы проживали?
— Что, на ваш взгляд, мешало «погружаться в атмосферу»?
Завершение занятия:
— Сегодня мы попробовали себя в новой роли, роли актеров- за наше занятие мы изучили много техник, которые могут быть полезны нам в разных сферах жизни.
Давайте в нашем кругу, по очереди, выскажем все то, что запомнилось нам на данном занятии, и постараемся ответить на следующие вопросы:
— Как раньше я представлял занятия по актерскому мастерству и чем отличаются данные занятия?
— Чем подобное занятие может быть актуально и полезно для меня?
— Что бы я еще хотел попробовать и чему научиться?
Важно, чтобы в конце занятия ребята поделились своими ощущениями об актерском мастерстве и о значимости данного занятия. Данное занятие можно, при желании, продолжить, подбирая упражнения по актерскому мастерству, которые окажутся полезными и интересными для участников.
Список литературы:
- ВенгерА. Л. Начто жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. — Рига: ПЦ “Эксперимент”, 2000.
2.Кипнис М. « Более 100 игр, упражнений и этюдов, актерский тренинг». Электронный ресурс:
*=tWSdxVPHZzB4NtOtFH5YVqFkqAl7InVybCI6Imh0dHBzOi8va3Jpc3Blbi5 [Дата просмотра: 31. 03.19].
3.Салас L/ Играем реальную жизнь в Плейбек-театре .Электронный ресурс: https://dom-knig.com/read_227030-1 [Дата просмотра: 31. 03.19].
- Эльконин, Даниил Борисович. Заглавие. Детская психология[Текст] : (Развитие … Ин-т психологии. Выходныеданные. Москва : Учпедгиз, 1960.
Курсы повышения квалификации: