Рифмотерапия как метод в работе психолога (с описанием практических авторских приемов)

       

 

Рифмотерапия как метод в работе психолога (с описанием практических авторских приемов в работе с методом рифмотерапии).
     Роль искусства в жизни общества нельзя переоценить, и это не секрет. Искусство – это наша история, опыт восприятия жизни на разных исторических этапах, опыт проживания жизненных ситуаций, духовно-эстетическое достояние, душа общества, запечатленная в продуктах творчества. Искусство является как бы зеркалом нашего внутреннего мира, позволяет взглянуть на жизнь и самого себя с разных сторон, в разной интерпретации, является своего рода отдушиной и колыбелью. К тому же творчество развивает абстрактное мышление, творческие способности и воображение, развивает чувство вкуса, существенно влияет на развитие эмоционального интеллекта. Искусство есть то, что делает человека собственно человеком, затрагивая тонкие струны его души: развивает чувство прекрасного, учит сопереживанию. Творчество вдохновенно и интуитивно, поэтому хранит и передает информацию другого порядка, более содержательно и глубоко.
     Мир психологии активно использует методы и приемы арт-терапии. Творчество способно творить чудеса, если сам творец его искренне переживает. Творческий процесс и результат, как правило, и диагностичен, и терапевтичен одновременно. Зачастую такой процесс может быть, по истине, целительным, поскольку основан на глубокой интуиции и действует фоново, ненавязчиво.
      Почему это работает? В основе большинства трудностей человека лежит нарушение целостности, образно сказать, эмоционально-когнитивно-поведенческая рассогласованность, нарушение внутренних границ и, конечно же, неосознавание – где, как, когда и что с этим делать. В таком хаосе не всегда понятно, что первично и с чего начать действовать, а если и начнешь действовать, то надолго таких действий может не хватить, потому что неосознаваемые процессы будут забирать силы и уменьшать веру в то, что делаешь. Будучи сформированным в определённый образ и имея тот или иной формат (поэзия, изобразительное искусство, музыка, хореография, рукоделие и др.) творческий продукт все-равно достаточно абстрактен и неограничен, посему воспринимается каждым человеком уникально, отражаясь от его жизненного опыта.
      В частности, здесь хочется поговорить про словотворчество, стихотворчество, чем уникален именно этот вид творчества в качестве метода в психологическом консультировании, тренинге и в других видах психологической работы.
     «В начале было Слово…» – сказано в книге книг, в Евангелии от Иоанна… В психологии известно, что прописывание структурирует хаос мыслей, а значит чувств и эмоций. Складывание слов, отражающих переживаемое, в стих с определённым ритмом и рифмуя определенным образом – это то же самое, что целенаправленное наведение порядка. Давид Самойлов определял рифму как созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха. Организовать помогает ритм, связывая воедино строки и формируя строфы. С точки зрения организации стиха, рифма – это финальный аккорд строки, ее самое главное ударение. Рифмуются не буквы, а фонемы.
    Во время сочинения стихотворения на волнующую тему, психика не только структурирует, а тщательно перерабатывает и даже отрабатывает, проживает и завершает то, что ее гнетет. Так происходит внутренняя работа завершения гештальта. Именно поэтому подростки и юноши исписывают свои тетрадки стихами о первой любви, дружбе, выражая свои мысли о жизни. Юная психика сама интуитивно тянется к самому доступному методу эффективного и безопасного проживания хаоса чувств. Одним из прекрасных способов обретения целостности и приведения ментально-эмоционального хаоса в порядок – это проработанное слово, к которому «прикреплено» определенное чувство. Психологи знают о существующей взаимосвязи между мыслью и эмоцией. На фоне эмоции быстро может сформироваться какое-либо удобное умозаключение. Мысль, в свою очередь, тянет за собой ту или иную эмоцию, а привычные эмоции навивают соответствующие мысли. Круг замкнулся. Поведение – это результат ментально-эмоциональной метаморфозы. Часто повторяемое поведение формирует привычку. Привычка, как известно, закладывает характер… Формат стиха с его определенным ритмом, размером и системой рифмовки, подает проблему в совершенно ином ракурсе, в легкой ненавязчивой форме, благодаря речевым оборотам, часто в совершенно неожиданной интерпретации. Тем самым меняются нейроассоциации и разрушаются старые связи между мыслью и эмоцией, что, как следствие, влечет за собой изменение поведения. Так, рифмотерапия может быть эффективной в решении проблем широкого спектра – от развития воображения до проживания кризисных состояний. Сочинение стихотворения или работа с существующим стихотворением помогает найти, так сказать, усмотреть решение, осознать, пережить или принять нечто происходящее.
      Как работать с методом рифмотерапии? Любое произведение содержит проблему, далее некий процесс проживания этой проблемы, и, как правило, ее разрешение. Так, психика как бы сама, при помощи мыслеформ, то есть слов, глубоко и активно переживая, разрешает проблему в ходе создания стихотворения. Возьмем, например стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может». В начале стихотворения автор, как бы, заявляет о своем глубоком переживании, проблеме. Дальше идет разворачивание событий: накал переживаний и объяснения. В конце автор как будто находит решение в этой ситуации, отпуская возлюбленную, выражая это завершающей фразой – «Как дай Вам Бог любимой быть другим».
          Вариантом стихотворения, помогающего пережить некое событие, на которое нельзя повлиять, или пока нельзя повлиять, может служить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес». В этом стихотворении констатируется событие «оставленности» и, как бы, воспевается щедрость и великодушие старого утеса, тем самым сообщая читателю, что такое случается, и он не одинок в этом.
    В процессе сочинения стихотворения структурированию способствует рифма, ритм, размер. Наиболее распространенные системы рифмовки: абаб, аабб, абба. Однако многое зависит от творческих способностей клиента. У античных авторов рифма не получила широкого распространения, для них рифма была скорее украшением, чем обязательным атрибутом. Поэтому важнее в данном процессе искренность, подлинность.
      Практические приемы в работе с методом рифмотерапии.
      1. Самым распространенным вариантом психологической работы со стихотворением, по всей видимости, является работа с уже существующими произведениями. Еще в давние времена девушки гадали по книге… Можно предложить клиенту вслепую выбрать произведение, либо по названию, либо интуитивно назвав номер страницы.    Так же можно использовать не все произведение, а например четверостишье. Затем происходит анализ относительно волнующего его вопроса.
   2. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain)- это стихотворение, состоящее из пяти строк, где рифма необязательна. Структура синквейна такова:
Первая строка – 1 существительное
Вторая строка – 2 прилагательных
Третья строка – 3 глагола
Четвертая строка – 1 предложение (4 слова)
Пятая строка – 1 слово
    Данная стихотворная форма возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии и широко используется в психологической практике. Что касается собственного творчества, то надо сказать, что со стихотворчеством в психологической работе экспериментировать можно бесконечно. Ниже будут предложены несколько вариантов приемов работы с методом рифмотерапии в психологической практике.
       3. Сочинение стихотворения/четверостишья клиентом. Заранее по очереди с консультантом можно обозначить слова для рифмы или срифмованные пары слов, либо попросить клиента высказать ассоциации по поводу его проблемы, затем предложить сочинить стихотворение или четверостишье с использованием данных слов или ассоциаций. Так же можно заранее приготовить карточки со словами или парой срифмованных слов (см. Примечание).
     4. Сочинение двустишья в парах. Первый участник придумывает первую строку, заявляя в ней о своей проблеме, второй участник предлагает ее разрешение во второй строке, рифмуя ее с первой. Технику можно использовать в тренинге и консультировании в паре с консультантом. Можно предварительно определиться со словами для рифмы или срифмованными парами слов (см. Примечание).
    5. Групповое сочинение стихотворения. Первый вариант – выбирается проблема одного из участников. Группа сочиняет стихотворение, предлагая в нем решение данной проблемы, формулируя строки по очереди. Слова для рифмы можно так же определить заранее. Второй вариант – участники по очереди называют слово, которое отражает их проблему и обязательно позже должно быть в стихотворной строке. Затем, так же по очереди группа начинает сочинять стихотворение, формулируя по одной строке каждым участником, где должно быть названное им ранее слово (слово может как служить для рифмы, так и не рифмоваться, и находиться в разных местах строки). В итоге получается как бы вынужденно сформулированная строка под строку предыдущего участника, где прямо или в контексте каждый участник может усмотреть подсказку или ответ относительно своей проблемы. Можно так же заранее обозначить, что ответ будет скрываться в строке следующего участника. В итоге, стихотворение получается на отстраненную тему и не связанным с конкретной проблемой и тема формируется спонтанно, что поднимает участникам настроение. Однако участники могут усмотреть подсказку, как проанализировав свою строку в стихотворении, так и само стихотворение.
     Таким образом, метод рифмотерапии может быть весьма эффективен в работе психолога с проблемами широкого спектра у разновозрастной аудитории клиентов в психолого-педагогической практике, в частности в работе с детьми с ОВЗ, в кризисном и семейном консультировании и других сферах психологической деятельности. Важно так же, что данный метод может быть результативен как в диагностической, так и в коррекционно-развивающей и терапевтической видах работы.
        Примечание
   Примеры срифмованных пар слов: усталость-малость, окно-одно, зеркала-колокола, уйти-найти, пустота-красота, позор-узор, интрига-книга, огонь-бронь, обман-уроган, жалость-шалость, вперед-цейтнот, трон-сон, обещание-молчание и т.д.

     Литература.
1. Самойлов Д. Книга о русской рифме. – М.: Время, 2005. – 400 с. – 3-е изд.
2. Линде Н.Д. психологическое консультирование: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов /Н.Д. Линде. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 225 с.
3. Полякова Н. Психология в рифмах. О Вселенной в тебе, о тебе во Вселенной: Практическое пособие для стремящихся к осознаванию/ Наталия Полякова. – [б.м.]: Издательские решения, 2017. – 88 с.

 

Курсы повышения квалификации:

5

Добавить комментарий