Виды детской музыки

Виды детской музыки

Детская музыка – музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной  фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира.

Существуют различные виды детской музыки  – песни, хоры, инструментальные  пьесы, оркестровые  произведения, музыкально-сценические  сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. Круг музыкальных  произведений, доступных восприятию детей, шире области собственно детской музыки. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны многие  произведения  М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и других классиков, произведения советских и современных композиторов.

Во 2-й половине 19 века появилось сравнительно большое количество профессиональных  произведений детской музыки. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фортепиано, например “Детский альбом” Чайковского (ор. 39, 1878)  –  своеобразная фортепианная сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах народного характера перед детьми последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Отсутствие мелодических, гармонических, фактурных трудностей делают эти произведения доступными юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения являются сборники  фортепианных пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

Среди произведений западноевропейской   детской музыки:

  1. «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» Р. Шумана (1848) – цикл фортепианных миниатюр, расположенных по принципу от простого к сложному;
  2. «Детские народные песни» Брамса (1887);
  3. сюита Ж. Визе «Игры для детей» (1871) -12 пьес для фортепиано  в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноимённую сюиту для симфонического  оркестра);
  4. Известны циклы произв. для фортепиано.: «Детский уголок» Дебюсси (1906-08);
  5. «Матушка гусыня» Равеля (1908) (сюита для фортепиано в 4 руки; оркестрована в 1912);
  6. Для детей писал Б. Барток («Маленькому словаку», 1905, – цикл из 5 мелодий для голоса и фортепиано; в 1908-09 4 тетради ученического репертуара для фортепиано «Детям»). В его пьесах, в основном народного характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фортепианные  картинки,  продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фортепиано «Микрокосмос». Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки;

         Советские композиторы обогатили детскую музыку, расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Широко известны, например, фортепианные  пьесы для детей С. М. Майкапара «Бирюльки» (ор. 28, 1926) и сб. «Первые шаги» (ор. 29, 1928) для фортепиано в 4 руки. Эти произведения отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность музыкального  языка, тонкое использование приёмов полифонии. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произведениям композитора свойственны современность музыкальных интонаций, выразительность мелодических оборотов, острота гармонии.

Популярны произведения Д.Д. Кабалевского. Он  написал 3 тетради педагогических фортепианных  пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности («Тридцать детских пьес», ор. 27, 1937-38). Его произведения отличают тематическое богатство, близость массовым формам музицирования – песням, танцам, маршам.

Выдающимися художественными достоинствами обладают произведения  для детей С. С. Прокофьева. Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фортепианные пьесы Прокофьева «Детская музыка» (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту «Летний день») характеризуются ясностью изложения, простотой музыкального материала, прозрачностью фактуры. Для юных исполнителей написаны 2-й фортепианный  концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром), 3-й фортепианный  концерт А. М. Баланчивадзе, фортепианный  концерт  Ю. А. Левитина. Особенности всех этих произведений – опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистических черт детского и молодёжного музыкального  обихода – маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности музыкального языка, виртуозности и камерности.

       Современные композиторы конца 20 и начала 21 веков также внесли свой вклад в развитие детской музыки. Есть отдельные сборники  композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, сборники произведений современных композиторов, стали писать произведения джазового и эстрадного характера для детей, много переложений популярных произведений из кино и театральных постановок.

0
nailyazavyalova@mail.ru

автор

Добавить комментарий