Вокальный проект «Я – солист»

Воспитание детей на вокальных  традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Она позволяет каждому ребенку находить возможность для творческого самовыражения личности через сольное исполнение народных песен с музыкальным сопровождением.

Проблема  состоит в том, чтобы сохранить песенное творчество наших предков и оставить его без изменений. В современной действительности, в связи с резкими социальными сдвигами, изменениями уклада жизни и быта, научно – технической революции, влиянием массовой культура запада и многими другими противоречивыми явлениями нашей эпохи народное песенное искусство стало уходить из быта и всё более приобретать новые сценические формы художественного бытия. В этих изменениях стали порой утрачиваться традиции, разрушаться главные, основополагающие черты национального народно – певческого стиля.

Актуальность. Пение занимает особое место  в современной музыке. У детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Вокальное исполнительство является наиболее массовой формой активного приобщения обучающихся к музыке.  Народное исполнение  является источником раскрепощения, оптимистического настроения, соматической стабилизации и гармонизации личности. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, обогащаются переживания ребенка.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, индивидуальный и групповой.

Участники проекта: дети, родители, педагог, аккомпаниатор.

Проект направлен на развитие вокально-хоровых навыков у детей, создание гармонии между индивидуальным и общим, между «Я» и всеми, поиски новых путей общения педагога и ребенка. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни. Это предоставление возможности учащимся попробовать себя в различных качествах, а именно осознание своей роли в музыкально-вокальной деятельности, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, как вокалиста, продюсера и человека, принятие решения в создании музыкального образа, сценического костюма, понимание собственных вокальных дефицитов и выстраивание собственного индивидуального маршрута саморазвития  как солиста, так и участника ансамбля, с помощью педагога – консультанта.

Цель проекта: через активную музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к народному  пению, привлечение детей  к самостоятельной  концертной  деятельности, развитие творческого потенциала учащихся посредством их самовыражения через концертные  выступления.

Задачи:

  • Развитие музыкальности (музыкального слуха, чувства ритма), творческого  мышления, исполнительских способностей;
  • Формирование основных вокально-хоровых навыков;
  • Создание атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела;
  • Привитие любви и интереса к вокальному искусству, воспитание высокой духовности;
  • Формирование культуры личности ребенка, усвоение культурных норм поведения.
  • Мотивация детей на сольное исполнение;
  • Воспитание эстетического вкуса, культуры, гармонически развитой личности.

Ожидаемый результат:

  • Сохранен интерес к народному пению;
  • Учащиеся мотивированы на исполнение сольных произведений;
  • Учащиеся увлечены одним общим делом;
  • Проявляются индивидуальные качества, способствующие развитию навыков самореализации и самовыражения в социуме.
  • Воспитывается культура поведения в концертном зале, на сцене.

Продукт проектной деятельности:

– расширение репертуара солистов;

– выступление на конкурсе;

– включение номера в репертуар ансамбля;

– запись в студии.

График работы над проектом.

Этап работы над проектом Сроки
I этап (поисковый) Декабрь-январь
II этап (основной) Февраль
III этап (технологический этап) Март
IV этап (представление и защита проекта) Апрель – май
V этап (заключительный) Апрель – май

 Этапы работы над проектом:

I этап (поисковый)– участники ансамбля самостоятельно выбирают

номера, которые они будут разрабатывать.

Песенный репертуар разнообразен и играет  смысловую роль в освоении содержания проекта. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Помогает совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, воспитать их музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к народной музыке, желание слушать и исполнять ее. После выбора произведения, прослушивают существующие исполнения этих номеров, определяются с фонограммой минус, проводят текстовый и вокальный разбор.

На  индивидуальной консультации с педагогом определяются пути решения вокальных и исполнительских задач. Проектируют дальнейшую деятельность.

II этап (основной)– каждый солист набирает свою команду, «Арт – группу» (хореографа, режиссёра, костюмера,  продюсера).

Проходят  первые образные решения, знакомство группы  с выбранным произведением. После чего проходят  репетиции, подготовка костюмов, хореографии,  проходит первая презентация номера.  В комиссии могут работать руководитель, концертмейстер, воспитанники старших групп, выпускники, а так же родители.

III этап (технологический этап) – «мозговой штурм», разрабатывается

стратегия осуществления конечного продукта – концертного номера. Перед

каждой группой поставлены определенные сроки, роли определены, каждый

занимается своей частью работы. Продюсер рассчитывает проект и ищет

пути его осуществления, режиссер и хореограф работают над постановкой

номера и воплощением музыкально – художественного образа, дизайнер

разрабатывает костюм и сценический образ артиста в целом. Консультации педагога по вокалу, хореографии. Взаимодействие с родителями.

IV этап – культурно – образовательное событие: представление и защита проекта, проходит  в формате конкурса.  Оценивание защиты вокального проекта происходит согласно заранее определенным критериям и уровневым показателям. Приглашается компетентное жюри.

Итогом успешной защиты может стать включение номера в репертуар ансамбля или запись номера на студии.

V этап – Заключительным этапом работы становится индивидуальная и групповая рефлексия, в процессе которой ребята оценивают достигнутый результат.

А именно отвечают на следующие поставленные вопросы:

– Для чего нужны вокальные проекты в работе нашего коллектива?

–  Как Вы думаете, достигли ли мы желаемого результата?

–  Оцените каждый свою работу.

–  Оцените работу группы, обоснуйте значимость каждого участника

проекта, необходимость умения работать  в команде.

– Как это может помочь в жизни, пригодиться в других условиях?

– Обсуждение  оценок  экспертов.

 Практическая значимость проекта:

Благодаря проектной деятельности система  ключевых компетенций развивается в комплексе:

ценностно-смысловые  компетенции – учащиеся находят собственное

исполнительское решение, проживают музыкальный материал и образы,

демонстрируют личностный смысл при исполнении;

учебно-познавательные компетенции  – учащиеся собирают информацию о композиторе, исполнителях, анализируют существующие вокальные

трактовки, сопоставляют со своим видением,  моделируют образ;

информационные компетенции –  самостоятельная работа с микрофонами,

микшерными пультами, фонограммами минус и Интернет ресурсами;

коммуникативные компетенции – учащиеся работают в команде и публично презентуют свой продукт, отстаивают свою точку зрения;

компетенции личностного самосовершенствования,  компетенции здоровьесбережения –  развивается уверенность в себе, психоэмоциональная

устойчивость, уходит боязнь сцены, усиливаются нравственные ориентиры,

развивается эмпатия.

 Вокальный проект – повышает мотивацию личного развития учащихся, обращает их к проблематике творчества, самовоспитания и самообучения человека, к проблематике социального взаимодействия.

Помогает в формировании индивидуального  стиля мышления, познавательной и творческой деятельности, помогает повышать эмоциональную устойчивость исполнителя – вокалиста, развивает настойчивость и терпимость, как черт характера, проявляет в работе новые

творческие инициативы. Учащийся становится более успешным в публичных выступлениях,  конкурсах.  Все это способствует развитию широкого диапазона личностных качеств учащихся, способов умственных действий, механизмов  формирования личности.

Список использованной литературы:

  1. «Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников – М.: «Просвещение», 2011 г Савенков
  2. Организация проектной деятельности в школе / авт.-сост. С.Г. Щербакова и др.– Волгоград: Учитель, 2009
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009
  4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?»: Москва. 2004 г.

Курс 1.6. Психолого-педагогические основы деятельности музыкального руководителя

Курс 1.33.Музыкальная психология и педагогика музыкального образования в рамках ФГОС

Курс 1.25. Музыкально-воспитательная и профилактическая работа музыкального руководителя с ограниченными возможностями здоровья у детей (ОВЗ)

 

5

Добавить комментарий