Взаимодействие педагога и концертмейстера
Концертмейстер – это сложная, многогранная профессия, широко востребованная среди пианистов. Специализаций в данной профессии множество: концертмейстер в классе вокала; струнных, народных, духовых инструментов; в классе хореографии и т. д.
Педагогическое творчество эффективно, если оно основывается не только на специальных базовых научных и методологических знаниях, умениях и навыках, но и на умении работать с людьми, зависящем от общей культуры педагога и концертмейстера, их ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте.
Большое значение для эффективной и благотворной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение учащихся, но и их воспитание. Нет задачи более важной, чем совместно с педагогом приобщить ребёнка к миру прекрасного, развить его творческую, познавательную, коммуникативную, эвристическую сущность.
Перед любым исполнителем (солистом или творческим коллективом) всегда стоит цель: донести содержание произведения до слушателя, сделать так, чтобы исполнение произведения было затрагивающим, волнующим, интересным, доходчивым. И, конечно же, нельзя переоценить роль концертмейстера в работе над общим с исполнителем музыкальным произведением. Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является работа над художественным образом. Нельзя стать профессиональным концертмейстером, не взаимодействуя с педагогом в этом направлении.
Работа над музыкальным образом должна строиться на взаимопонимании, сотрудничестве, сотворчестве, сопереживании. На первом (подготовительном) этапе концертмейстеру вместе с педагогом необходимо охватить произведение в целом, от первой до последней ноты. Произведение следует проиграть, прослушать, пропеть несколько раз, очень хорошо в этом деле помогут записи выдающихся исполнителей, которые можно найти в Интернете, грамзаписях, СD-дисках. Надо научиться использовать для этого все имеющиеся возможности. Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки быстрой ориентации в нотном тексте, умение читать с листа (при чтении допускается значительное упрощение фактуры, гармонии, пропуск технически сложных элементов).
На начальном этапе очень важно изучить историю возникновения данного произведения, эпоху, историческую ситуацию в стране и мире, культуру того времени. Далее педагогу и концертмейстеру следует определить стиль и жанр, в котором написано произведение, что тоже немаловажно. Изучая различные подходы и исполнения, педагог и концертмейстер должны остановиться на том варианте, который они считают самым приемлемым. На втором (основном) этапе работы идет не только детальная, кропотливая техническая отработка каждого элемента, раздела пьесы или песни, но и творческая работа, окрашенная эмоциями, чувствами, переживаниями. Как известно, суть музыкально-исполнительской и концертмейстерской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, помочь исполнителям раскрыть то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, ее эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесен собственный, пусть небольшой, но индивидуальный, «собственноручно добытый» опыт понимания и переживания музыки, что придает интерпретации особую неповторимость и убедительность. Это и есть главная цель, на которую должна быть сфокусирована вся работа концертмейстера. От концертмейстера требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста или творческого коллектива, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Основной целью второго этапа является дальнейшее углубление в образный строй музыки, в содержание произведения. По времени это наиболее протяженный период работы, совпадающий с техническим, пианистическим освоением музыкального материала. В раскрытии художественного содержания произведения первостепенную роль играет грамотный и всесторонний его анализ. Важно, как отмечает известный музыковед В.В. Медушевский, чтобы анализ не ограничивался только констатацией формообразующей структуры произведения, но включало бы в себя также рассмотрение выразительных средств с точки зрения выполняемых ими художественных функций, то есть должно ответить на вопросы: как и с помощью каких музыкальных средств создается то или иное настроение, тот или иной художественный эффект, целостный музыкальный образ.
Анализ музыкального содержания произведения должен производиться совместно педагогом и концертмейстером и по самой сути своей должен быть художественным. Это должен быть эмоционально-смысловой анализ-то есть анализ, направленный на поиск общего смысла произведения через выделение и детальное изучение отдельных компонентов, входящих в целостную структуру музыкального образа. Такой анализ должен подводить к пониманию, что, говоря словами Г.Г. Нейгауза, сочинение, прекрасное в целом, прекрасно в каждой своей детали, что каждая подробность имеет смысл, логику, выразительность, ибо она является органической частицей целого.